Английский язык 5-9 классы
АННОТАЦИЯ
К
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
«АНГЛИЙСКИЙ
ЯЗЫК 5-9 КЛАСС»
2020-2021
учебный год
В процессе обучения
английскому языку решаются не только задачи практического владения языком, так
как они самым тесным образом связаны с воспитательными и общеобразовательными.
Владея английским языком в должной степени, учащиеся приобретают умение
разнообразить средства выражения своих мыслей через адекватное употребление
различных синонимических единиц, перифраз и т. д. Данные умения оказывают
определенное воздействие и на мыслительные процессы, развивают речевые
способности учащихся и на родном языке. Фактически, изучая английский язык,
школьники приобретают возможность лучше понимать родной язык. Они тренируют
память, расширяют свой кругозор, развивают познавательные интересы, формируют
навыки работы с различными видами текстов. Согласно современным воззрениям на
обучение иностранным языкам в средней школе, все большее значение приобретает
интегративный подход, который предполагает решение задач воспитательного,
культурного, межкультурного и прагматического характера наряду с развитием умений
иноязычного речевого общения.
Предлагаемая
общеобразовательная программа по английскому языку предназначена для 5—9
классов общеобразовательных учреждений и составлена в соответствии с
требованиями ФГОС основного общего образования с учетом требований, изложенных
в «Примерной программе по иностранному языку 5 -9 классы».
Предлагаемый курс также
отвечает требованиям европейских стандартов. Он ориентирован в большей степени
на общеевропейские компетенции владения иностранным языком.
Все вышесказанное свидетельствует
о полном соответствии целей и задач курса, тематики и результатов обучении
требованиям основных федеральных документов.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
КУРСА. МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Особенности содержания
курса обусловлены спецификой развития школьников. Личностно-ориентированный и
деятельностный подходы к обучению английскому языку позволяют учитывать те
изменения в развитии учащихся основной школы, которые характеризуют переход от
детства к отрочеству. Это влечет за собой возможность интегрировать в процесс
обучения английскому языку знания из различных предметных областей и
формировать межпредметные навыки и умения. При этом в предлагаемом курсе
учитываются изменения в мотивации учащихся. Поскольку школьники данной
возрастной группы (особенно старшего ее этапа-8-9 классы) характеризуются
большей самостоятельностью, в учебно-методические комплексы этой линии
включаются задания по осуществлению самостоятельного контроля и оценки своей
деятельности, самостоятельного поиска информации, выведения правил на основе
анализа языковых фактов и процессов, постановки цели и т. д.
Таким образом, особый
акцент ставится на развитии личности школьника, его воспитании, желании
заниматься самообразованием, развивать универсальные учебные действия на основе
владения ключевыми компетенциями. В конечном итоге это ведет к появлению у
учащихся потребности пользоваться английским языком как средством общения,
познания, самореализации и социальной адаптации.
Федеральный базисный
учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 525
часов (из расчета 3 учебных часа в неделю) для обязательного изучения
иностранного языка в 5—9 классах. В зависимости от соответствующего выбора тем
или иным образовательным учреждением форм организации учебно-познавательной деятельности
возможно некоторое увеличение количества учебных часов на изучаемый иностранный
язык. Это обычно делается для реализации индивидуальных потребностей учащихся
за счет введения дополнительных учебных курсов (в соответствии с интересами
учащихся). Данные курсы могут иметь социокультурную направленность,
межкультурный или этнокультурный характер. В некоторых случаях это предполагает
проводимую во внеурочное время работу, поскольку режим учебной и внеучебной
деятельности также зависит от выбора образовательного учреждения.
ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ
АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
В современной школе
учебный предмет «Иностранный язык» входит в образовательную область «Филология»
и является средством познания языка и культуры других народов и стран, способом
более глубокого осмысления родного языка, предопределяет цель обучения
английскому языку как одному из языков международного общения. В соответствии с
государственным стандартом основного общего образования изучение иностранного
языка в основной школе направлено на формирование и развитие
коммуникативной компетенции, понимаемой как способность личности
осуществлять межкультурное общение на основе усвоенных языковых и социокультурных
знаний, речевых навыков и коммуникативных умений, в совокупности ее
составляющих — речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и
учебно-познавательной компетенций.
Речевая
компетенция — готовность и
способность осуществлять межкультурное общение в четырех видах речевой
деятельности (говорении, аудировании, чтении и письменной речи).
Языковая компетенция— готовность и способность применять языковые
знания (фонетические, орфографические, лексические, грамматические) и навыки
оперирования ими для выражения коммуникативного намерения в соответствии с
темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для общеобразовательной
школы; владение новым по сравнению с родным языком способом формирования и
формулирования мысли на изучаемом языке.
Социокультурная
компетенция— готовность и
способность учащихся строить свое межкультурное общение на основе знания
культуры народа страны изучаемого языка, его традиций, менталитета, обычаев в
рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам и
психологическим особенностям учащихся на разных этапах обучения; сопоставлять
родную культуру и культуру страны/стран изучаемого языка, выделять общее и
различное в культурах, уметь объяснить эти различия представителям другой
культуры, т. е. стать медиатором культур, учитывать социолингвистические
факторы коммуникативной ситуации для обеспечения взаимопонимания в процессе
общения.
Компенсаторная
компетенция — готовность и
способность выходить из затруднительного положения в процессе межкультурного
общения, связанного с дефицитом языковых средств, страноведческих знаний,
социокультурных норм поведения в обществе, различных сферах жизнедеятельности
иноязычного социума.
Учебно-познавательная
компетенция — готовность и
способность осуществлять автономное изучение иностранных языков, владение
универсальными учебными умениями, специальными учебными навыками и умениями,
способами и приемами самостоятельного овладения языком и культурой, в том числе
с использованием современных информационных технологий.
Образовательная,
развивающая и воспитательная цели обучения английскому языку в данном УМК реализуются в
процессе формирования, совершенствования и развития коммуникативной компетенции
в единстве ее составляющих.
Развитие и
воспитание у школьников понимания
важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности
пользоваться им как средством межкультурного общения, познания, самореализации
и социальной адаптации дают возможность воспитывать гражданина, патриота своей
страны, развивать национальное самосознание, а также способствуют
взаимопониманию между представителями различных сообществ.
Достижение школьниками
основной цели обучения английскому языку способствует их развитию как
личностей. Участвуя в диалоге культур, учащиеся развивают свою способность к
общению. Они вырабатывают толерантность к иным воззрениям, отличным от их
собственных, становятся более терпимыми и коммуникабельными. У них появляется
способность к анализу, пониманию иных ценностей и норм поведения, к выработке
адекватной реакции на то, что не согласуется с их убеждениями. Овладение
английским языком, и это должно быть осознано учащимися, в конечном счете ведет
к развитию более глубокого взаимопонимания между народами, к познанию их
культур, а на этой основе—к более глубокому осмыслению культурных ценностей и
специфики своей культуры и народа, ее носителя, его самобытности и места
собственной личности в жизни социума.
Таким образом, главные
цели курса соответствуют тому, что зафиксировано в этом плане в Федеральном
государственном образовательном стандарте основного общего образования по
иностранному языку, а сам курс полностью соответствует новому Федеральному
базисному учебному плану и Примерным программам по английскому языку для
основного общего образования.