Алгебра 7 класс
АННОТАЦИЯ
К
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
«АЛГЕБРА
7 КЛАСС»
2020-2021
учебный год
Программа
составлена для учебника Алгебра 7 ( в
2-х частях) ; авторы: А.Г. Мордкович, Т.Н. Мишустина, Е.Е. Тульчинская, Л.А.
Александрова, включенного в
Федеральный перечень учебников рекомендованных (допущенных) к использованию в
образовательном процессе в образовательных учреждениях,
реализующих образовательные программы общего образования .
Реализация
программы обеспечивается нормативными
документами:
ü Федеральный
Закон «Об образовании в РФ» от
29.12.2012 г № 273-ФЗ;
ü Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ
МО РФ от 05.03.17.12.2010г. №1897)
ü Государственная
программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 г.» от 22 ноября 2012 г. № 2148-р.
üПримерная
основная образовательная программа основного общего образования МАОУ
«Демьянская СОШ им. гвардии матроса
А.Копотилова»
üКонвенция о
правах ребенка;
ü Федеральный
перечень учебников, рекомендованных
(допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в
образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2019/2020
учебный год;
ü Концепция
математического образования (проект)//Математика в школе.- 2000. – № 2. –
с.13-18.
ü Примерная
программа для общеобразовательных учреждений по алгебре 7-9 класс, Бурмистрова
Т.А. - М: Просвещение, 2009.
ü Авторская
программа 7-9 класс авт.-сост. И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович. – М.: Мнемозина,
2009.
Рабочая
программа по алгебре для 7 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего
(полного) общего образования. Федеральный базисный учебный план для
общеобразовательных учреждений РФ отводит 102 часа из расчета 3 ч в неделю.
Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение
предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов
с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса,
возрастных особенностей учащихся. Определен также перечень самостоятельных и
практических работ.
Учебный предмет
«Алгебра» входит в предметную область «Математика и информатика».
Алгебра нацелена
на формирование математического аппарата для решения задач из математики,
смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение
математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений
реального мира. Одной из основных задач изучения алгебры является развитие
алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса
информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование
символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения,
способностей к математическому творчеству. Другой важной задачей изучения
алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как
важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных
процессов, для формирования у учащихся представлений о роли математики в
развитии цивилизации и культуры.
На
основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании предполагается реализовать
актуальные в настоящее время компетентностный, личностно -ориентированный,
деятельностный подходы, которые определяют задачи
обучения:
·
сформировать
практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных
вычислений, развить вычислительную культуру;
·
овладеть
символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические
умения и научиться применять их к решению математических и нематематических
задач;
·
изучить свойства и графики элементарных
функций, научиться использовать функционально-графические представления для
описания и анализа реальных зависимостей;
·
развить
логическое мышление и речь — умения логически обосновывать суждения, проводить
несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать
различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации,
интерпретации, аргументации и доказательства;
·
сформировать представления об изучаемых
понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных
процессов и явлений.
Общеучебные
цели
· Создание условия для умения логически обосновывать суждения, выдвигать гипотезы и понимать необходимость их проверки.
· Создание условия для умения ясно, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи.
· Формирование умения использовать различные языки математики: словесный, символический, графический.
· Формирование умения свободно переходить с языка на язык для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства.
· Создание условия для плодотворного участия в работе в группе; умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою деятельность.
· Формирование умения использовать приобретенные знания и умения в практическойдеятельности и повседневной жизнидля исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств тел; вычисления площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
· Создание условия для интегрирования в личный опыт новую, в том числе самостоятельно полученную информацию.
Общепредметные
цели
1. Овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.
2. Интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиция, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей.
3. Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов.
4. Воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Общеучебные
умения, навыки и способы деятельности
Учащиеся
приобретают и совершенствуют опыт:
· Планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов.
· Решение разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска путей и способов решения.
· Исследовательской деятельности, развитие идей, проведение экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач.
· Ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства.
· Проведение доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования.
· Поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Целью изучения курса алгебры в 7 классе является развитие вычислительных и формально-оперативных
алгебраических умений до уровня,
позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов (физика, химия, информатика
и другие), усвоение аппарата
уравнений как основного средства
математического моделирования прикладных задач, осуществления
функциональной подготовки школьников.
Формы организации образовательного процесса
·
творческая
деятельность;
·
исследовательские
проекты;
·
самостоятельная
деятельность;
·
практическая
деятельность (решение задач, выполнение практических работ ).
В соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования на предмет «Алгебра» в 7
классе отводится 3 часа в неделю .
Программа рассчитана на 102 часа ( 3
часа в неделю) : 1 четверть – 27 часов, 2 четверть – 21 час, 3 четверть – 30
часов, 4 четверть – 24 часа.
Примерная программа содействует сохранению единого образовательного
пространства, не сковывает творческую инициативность учителя, представляет
широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного
курса.
Основная форма организации
образовательного процесса – классно-урочная система.
Предусматривается
применение следующих технологий обучения:
1. традиционная классно-урочная
2. игровые технологии
3. элементы проблемного обучения
4. технологии уровневой дифференциации
5. здоровьесберегающие технологии
6. ИКТ
Результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения
предмета «Алгебра» являются следующие качества:
– независимость и критичность мышления;
– воля и настойчивость в достижении цели.
Средством
достижения этих результатов является:
– система заданий учебников;
– представленная в учебниках в явном виде
организация материала по принципу минимакса;
– использование совокупности технологий,
ориентированных на развитие самостоятельности и критичности мышления:
технология проблемного диалога, технология продуктивного чтения, технология
оценивания.
Метапредметными результатами
изучения курса «Математика» является формирование универсальных учебных действий
(УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно обнаруживать
и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности,
выбирать тему проекта;
– выдвигать
версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости)конечный
результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их
самостоятельно;
– составлять
(индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
– работая по плану, сверять
свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в
том числе и корректировать план);
– в диалоге с учителем совершенствовать
самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
– анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и
явления;
– осуществлять сравнение,
классификацию;
– строить
логически обоснованное рассуждение, включающее установление
причинно-следственных связей;
– создавать
математические модели;
– составлять тезисы, различные виды планов (простых,
сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в
текст, диаграмму и пр.);
– понимая позицию другого человека, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство
(аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно
использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное,
поисковое), приёмы слушания.
– самому создавать
источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать
информационную гигиену и правила информационной безопасности;
– уметьиспользовать
компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих
целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные
средства и сервисы.
Коммуникативные УУД:
– самостоятельно организовывать
учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с
другом и т.д.);
– отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
– в дискуссии уметьвыдвинуть
контраргументы;
– учиться критично
относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и
корректировать его;
– понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы),
факты; гипотезы, аксиомы, теории;
– уметь
взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться
с людьми иных позиций.
Средством формирования коммуникативных
УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и
организация работы в малых группах.
Предметными
результатами
изучения предмета «Алгебра» являются следующие умения.
– Использовать при решении математических
задач, их обосновании и проверке найденного решения знание о:
·
натуральных,
целых, рациональных, иррациональных, действительных числах;
·
степенях
с натуральными показателями и их свойствах;
·
одночленах
и правилах действий с ними;
·
многочленах
и правилах действий с ними;
·
формулах
сокращённого умножения;
·
тождествах;
методах доказательства тождеств;
·
линейных
уравнениях с одним неизвестным и методах их решения;
·
системах
двух линейных уравнений с двумя неизвестными и методах их решения.
– Выполнять действия с одночленами и
многочленами;
– узнавать в выражениях формулы
сокращённого умножения и применять их;
– раскладывать многочлены на множители;
– выполнять тождественные преобразования
целых алгебраических выражений;
– доказывать простейшие тождества с целыми
алгебраическими выражениями;
– решать линейные уравнения с одним
неизвестным;
– решать системы двух линейных уравнений с
двумя неизвестными методом подстановки и методом алгебраического сложения;
– решать текстовые задачи с помощью
линейных уравнений и систем;
– находить решения жизненных
(компетентностных) задач, в которых используются математические средства;
– создавать продукт (результат проектной
деятельности), для изучения и описания которого используются математические
средства.
Требования к результатам обучения
учащихся
В результате
изучения курса 7 класса обучающиеся должны:
знать/понимать
§ существо понятия
математического доказательства; примеры доказательств;
§ существо понятия
алгоритма; примеры алгоритмов;
§ как используются
математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для
решения математических и практических задач;
§ как
математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить
примеры такого описания;
§ как потребности
практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
§ вероятностный
характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических
закономерностей и выводов;
§ каким образом
геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических
объектов и утверждений о них, важных для практики;
§ смысл
идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими
методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
уметь
§ выполнять
основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими
дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные
преобразования рациональных выражений;
§ решать линейные,
сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений;
§ решать текстовые
задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить
отбор решений, исходя из формулировки задачи;
§ изображать числа
точками на координатной прямой;
§ определять
координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать
множество решений линейного неравенства;
§ находить
значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить
значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
§ определять
свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении
уравнений, систем, неравенств;
§ описывать
свойства изученных функций, строить их графики;
использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни для:
§ описания
реальных ситуаций на языке алгебры;
§ расчетов,
включающих простейшие формулы;
§ решения
практических задач (используя при необходимости справочники и технические
средства);
§ выполнения
расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между
реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
§ моделирования
практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием
аппарата алгебры;
§ описания
зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при
исследовании несложных практических ситуаций;
§ интерпретации
графиков реальных зависимостей между величинами;