Мировая художественная культура 11 класс
АННОТАЦИЯ
К
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
«МХК»
10-11 КЛАСС
2020-2021
учебный год
Рабочая
программа учебного предмета «Мировая художественная культура» 10-11 класс
составлена на основании: федерального
компонента государственного стандарта общего образования. (Приказ
МО РФ от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных
образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего
(полного) общего образования»); Программы
для общеобразовательных учреждений. «Мировая художественная
культура» 5-11 кл. Составитель Данилова Г.И..- М.:Дрофа, 2009; Концепции
модернизации российского образования на период до 2010г.( приказ Мо РФ от
18.07.2003г. № 2783); Концепции художественного образования ( приказ
Министерства культуры РФ от 28.12.2001г. №1403).
По
учебному плану школы на 2020-2021 учебный год на изучение МХК в 11 классе
выделено 33 часа, 1 час в неделю.
Общая характеристика учебного предмета
Курс мировой художественной культуры
систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательном
учреждении, реализующего программы начального и основного общего образования на
уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует
целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в
исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека.
Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру
как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры
сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её
потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой
художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет
учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и
выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания
своей национальной и культурной принадлежности.
Развивающий потенциал курса мировой
художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого
предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные
системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание
специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую
человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы
обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный
зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию - исполнитель)
учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и
социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений
искусства. В содержательном плане программа следует логике исторической
линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В целях
оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных
доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного - двух
произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных
ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с
культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и
общекультурную значимость.
Образовательные цели и задачи курса:
Изучение
мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего
образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
развитие
чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих
способностей;
воспитание
художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой
культуры;
·
освоение знаний о стилях и
направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о
вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
·
овладение умением анализировать
произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о
них собственное суждение;
·
использование приобретенных знаний и
умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной
культурной среды.
·
изучение шедевров мирового
искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение
характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников – творцов;
·
формирование и развитие понятий о
художественно – исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших
закономерностей их смены и развития в исторической, человеческой цивилизации;
·
осознание роли и места Человека в
художественной культуре на протяжении её исторического развития, отражение
вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;
·
постижение системы знаний о
единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов
мира;
·
освоение различных этапов развития
отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального
и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;
·
знакомство с классификацией
искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во
всех его видах;
·
интерпретация видов искусства с
учётом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их
взаимодействия.
Воспитательные
цели задачи курса:
·
помочь школьнику выработать прочную
и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей
жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;
·
способствовать воспитанию
художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок
и суррогатов массовой культуры;
·
подготовить компетентного читателя,
зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением
искусства;
·
развитие способностей к
художественному творчеству. Самостоятельной практической деятельности в
конкретных видах искусства;
·
создание оптимальных условий для
живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках,
внеклассных занятиях и краеведческой работе.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает
формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов
деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для
учебного предмета «Мировая художественная культура» на этапе среднего (полного)
общего образования являются:
- умение самостоятельно и
мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
- устанавливать несложные реальные
связи и зависимости;
- оценивать, сопоставлять и
классифицировать феномены культуры и искусства;
- осуществлять поиск и критический
отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в
иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств);
- использовать мультимедийные
ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;
- владеть основными формами
публичных выступлений;
- понимать ценность художественного
образования как средства развития культуры личности;
- определять собственное отношение к
произведениям классики и современного искусства;
- осознавать свою культурную и
национальную принадлежность.