Информатика 5-9 классы
АННОТАЦИЯ
К
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
«ИНФОРМАТИКА»
7-9 КЛАСС
2020-2021
учебный год
Рабочая программа по информатике составлена на основе:
– Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1897);
– авторской программы основного общего образования по информатике (7-9 классы) И. Г. Семакина, Л. А. Залоговой, С. В. Русакова, Л. В. Шестаковой.
Цели и задачи:
- формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
- формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
- развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
- формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
- формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Курс информатики
основного общего образования включает в себя следующие содержательные линии:
-Информация
и информаци
онные процессы;
- Представление
информации;
- Компьютер:
устройство и ПО;
- Формализация и
моделирование;
- Системная
линия;
- Логическая
линия;
- Алгоритмизация
и программирование;
- Информационные
технологии;
- Компьютерные
телекоммуникации;
-Историческая
и социальная линия.
Фундаментальный
характер предлагаемому курсу придает опора на базовые научные представления
предметной области: информация, информационные процессы, информационные
модели.
Вместе с тем, большое место
в курсе занимает технологическая
составляющая, решающая метапредметную задачу информатики, определенную в
ФГОС: формирование ИКТ-компетентности учащихся.
Авторы сохранили в содержании учебников принцип инвариантности к
конкретным моделям компьютеров и версиям программного обеспечения. Упор
делается на понимание идей и принципов, заложенных в информационных
технологиях, а не на последовательности манипуляций в средах конкретных
программных продуктов.
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход,
обеспечивающий активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. Учебники
содержат теоретический материал курса. Весь материал для организации
практических занятий (в том числе, в компьютерном классе) сосредоточен в
задачнике-практикуме, а также в электронном виде в комплекте ЦОР. Содержание
задачника-практикума достаточно обширно для многовариантной организации
практической работы учащихся.
Учебники
обеспечивают возможность разноуровневого изучения теоретического содержания
наиболее важных и динамично развивающихся разделов курса. В каждой книге,
помимо основной части, содержащей материал для обязательного изучения (в
соответствии с ФГОС), имеются дополнения
к отдельным главам под заголовком «Дополнение к главе…»
Большое
внимание в содержании учебников уделяется обеспечению важнейшего дидактического
принципа – принципа системности. Его реализация обеспечивается в оформлении
учебника в целом, где использован систематизирующий видеоряд, иллюстрирующий
процесс изучения предмета как путешествие по «Океану Информатики» с посещением
расположенных в нем «материков» и «островов» (тематические разделы предмета).
В
методической структуре учебника большое значение придается выделению основных
знаний и умений, которые должны приобрести учащиеся. В конце каждой главы
присутствует логическая схема основных понятий изученной темы, раздел «Коротко
о главном»; глоссарий курса в конце
книги. Присутствующие в конце
каждого параграфа вопросы и задания нацелены на закрепление изученного материала.
Многие вопросы (задания) инициируют коллективные обсуждения материала,
дискуссии, проявление самостоятельности мышления учащихся.
Важной
составляющей УМК является комплект цифровых образовательных ресурсов (ЦОР),
размещенный на портале Единой коллекции ЦОР. Комплект включает в себя:
демонстрационные материалы по теоретическому содержанию, раздаточные материалы
для домашних и практических работ, контрольные материалы (тесты, интерактивный
задачник); интерактивный справочник по ИКТ; исполнителей алгоритмов,
модели, тренажеры и пр.
Большое
внимание в курсе уделено решению задачи формирования алгоритмической культуры учащихся,
развитию алгоритмического мышления, входящим
в перечень предметных результатов ФГОС. Этой теме посвящена бóльшая
часть содержания и учебного планирования в 9 классе. Для практической работы
используются два вида учебных исполнителей алгоритмов, разработанных
авторами и входящих в комплект ЦОР. Для изучения основ программирования
используется язык Паскаль.
В общеобразовательных учреждениях рекомендуется
изучение предмета по 1 часу в 7, 8 и 9 классах.