География 5-9 классы
АННОТАЦИЯ
К
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
«ГЕОГРАФИЯ
5-9 КЛАСС»
2020-2021
учебный год
География в основной
школе - учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально
ориентированных знаний о Земле, как о планете людей, закономерностях развития
природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных
следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных
процессов, протекающих в географическом пространстве.
Построение учебного
содержания курса осуществляется по принципу его логической целостности, от
общего к частному. Поэтому содержание программы структурировано в виде двух
основных блоков: «География Земли» и «География России», в каждом из которых
выделяются тематические разделы.
В блоке «География.
Начальный курс» 5 и 6 классы и курс «География материков и океанов» 7-й класс,
у учащихся формируются знания о географической целостности и неоднородности
Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях развития
рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и
животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей. Здесь же
происходит развитие базовых знаний страноведческого характера: о целостности и
дифференциации природы материков, их крупных регионов и стран, о людях, их
населяющих, об особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных
природных условиях.
Блок «География России»
8-9 классы — центральный в системе российского школьного образования,
выполняющий наряду с содержательно-обучающей важную идеологическую функцию.
Главная цель курса — формирование географического образа своей Родины во всем
его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа
взаимодействия, и взаимовлияния трех основных компонентов — природы, населения
и хозяйства.
Построение учебного
содержания курса осуществляется по принципу его логической целостности, от
общего к частному.
Изучение географии в
основной школе направлено на достижение следующих целей:
·
познание на конкретных
примерах многообразия современного географического пространства на разных его
уровнях (от локального до глобального);
·
познание характера,
сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических,
геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве
России и мира;
·
понимание главных
особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его
развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования,
осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
·
понимание
закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в
связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами,
зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий
проживания;
·
выработка у обучающихся
понимания общественной потребности в географических знаниях, а также
формирование у них отношения к географии как возможной области будущей
практической деятельности;
·
формирование навыков и
умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Достижение целей обеспечивается
решением следующих задач:
·
сформировать у учащихся
знания о родной стране и подвести их к пониманию своего места в стране и в
мире;
·
подготовить учащихся к
ориентации в российском пространстве, к умению адаптироваться к окружающей
среде (не только природной, но еще в большей степени — к экономической,
социальной и культурной);
·
сформировать готовность
быстро переориентироваться в среде обитания: получать другие трудовые навыки
или вообще менять профессию, по-другому организовывать свою жизнь;
·
научить применять знания
о своей местности при изучении природы Земли и человека;
·
научить устанавливать
связи в системе географических знаний.
Нормативная база рабочей
программы по географии на уровень основного общего образования:
·
Федеральный закон от 29
декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с
изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 31.03.2015);
·
ФГОС ООО (Приказ
Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897);
·
Приказ Министерства
образования и науки РФ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в Федеральный
Государственный образовательный стандарт основного общего образования»;
·
Примерная основная
образовательная программа основного общего образования (одобрена решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию протокол от
8 апреля 2015 г. № 1/15).
Программа разработана на
274 часов из расчета 1 часа в неделю в 5-6 классах и 2 часов в неделю в 7-9
классах.
Цели реализации рабочей
программы по географии:
·
достижение выпускниками
планируемых результатов: знаний, умений, навыков, компетенций и
компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными,
государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного
возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
·
становление и развитие
личности обучающегося в ее самобытности, уникальности, неповторимости.
Достижение поставленных
целей предусматривает решение следующих основных задач:
·
обеспечение соответствия
рабочей программы требованиям Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования (ФГОС ООО);
·
обеспечение
преемственности начального общего, основного общего, среднего общего
образования;
·
обеспечение доступности
получения качественного основного общего образования,
·
выявление и развитие
способностей обучающихся,
·
организацию
интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества,
проектной и учебно-исследовательской деятельности;
·
социальное и
учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация учащихся;
·
сохранение и укрепление
физического, психологического и социального здоровья.
Используемые учебники (по ФГОС ООО)
1. География. Начальный
курс. 5 класс. Учебник (авторы И. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин).
2. География. Начальный
курс. 6 класс. Учебник (авторы Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова).
3. География материков и
океанов. 7 класс. Учебник (авторы В. А. Коринская, И. В. Душина, В. А. Щенев).
4. География. География
России. Природа. 8 класс. Учебник (авторы И. И. Баринова).
5. География. География
России. Хозяйство и географические районы. 9 класс. Учебник (авторы Ром, Дронов)
Используемые технологии
- технология проблемного обучения,
-игровая технология,
-ИКТ- технология,
-проектные методы
обучения,
-технология групповой
деятельности
-технология развития
глобального мышления
-здоровьесберегающие
технологии
-технология уровневой
дифференциации
-технология развития
критического мышления