Биология 5-6 классы
АННОТАЦИЯ
К
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
«БИОЛОГИЯ
5-6 КЛАСС»
2020-2021
учебный год
Рабочая программа по биологии для 5 класса разработана в
соответствии с законом
РФ «Об образовании в Российской Федерации»
№ 273-ФЗ от 29.12.2012, Федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ «Об
утверждении федерального
государственного образовательною стандарта основного общего образования» от
17.12.2010 г. № 1897 , с учетом учебного плана МАОУ "Демьянская СОШ им.
гвардии матроса А. Копотилова"
Рабочая программа соответствует Фундаментальному ядру
содержания общего образования, Примерной программе учебного предмета «Биология»
основного общего образования, Программе по биологии для общеобразовательных
школ УМК Т.С. Сухова, В.И. Строганов – М.: Вентана-Граф, 2019.
Рабочая программа реализуется на основе
УМК, созданного под руководством И.Н. Пономарёвой и учебника системы «Алгоритм
успеха» Биология: 5-6 классы: учебник для учащихся общеобразовательных
учреждений / Т.С. Сухова, В.И. Строганов – М.: Вентана-Граф, 2019. – 176 с.,
рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации.
Цели биологического
образования
Цели в основной школе формулируются на нескольких
уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном. А также на уровне
требований к результатам освоения содержания предметных программ.
Глобальные цели биологического образования являются
общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в
том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных
перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий
(объёмы и способы получения информации вызывают определённые особенности
развития современных подростков). Наиболее продуктивными, с точки зрения
решения задач развития подростка, является социоморальная и интеллектуальная
взрослость.
Помимо этого, глобальные цели формируются с учётом
рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в
целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.
С учётом вышеназванных подходов глобальными целями
биологического образования являются:
·
социализация обучаемых
— вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение
учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций,
осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
· приобщение
к познавательной культуре как системе познавательных
(научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование призвано
обеспечить:
·
ориентацию в
системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и
здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;
·
развитие познавательных
мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных
качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы,
формированием интеллектуальных и практических умений;
·
овладение ключевыми
компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой,
коммуникативной;
· формирование
у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в
процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности
эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.
2. Общая
характеристика курса биологии.
Курс биологии на
ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников
представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и
эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с
учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны
освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и
эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для
повседневной жизни и практической деятельности.
Биология
как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:
· формирование
системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;
· овладение
научным подходом к решению различных задач;
· овладение
умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать
полученные результаты;
· овладение
умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными
реалиями жизни;
· воспитание
ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости
концепции устойчивого развития;
· формирование
умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования,
проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов,
представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения
межпредметного анализа учебных задач.
Ценностные
ориентиры содержания курса биология
При
изучении данного курса внимание акцентируется на создании картины целостности и
системности живого мира, уникальности жизни, что позволяет уже в 5 классе
заложить основы биологических знаний через установление общих признаков живого,
взаимосвязей организмов со средой обитания, обобщенных представлениях о жизни
на Земле, формировать общие экологические и биологические понятия, а затем идти
к более частным элементам в соответствии с принципом от общего к частному.
Содержание
курса направлено на формирование УУД, обеспечивающих развитие познавательных и
коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и
исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные
действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать,
наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать,
защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др.
Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают
такие ее виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать
свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в
устной и письменной форме, вступать в диалог и т.д.