Астрономия
АННОТАЦИЯ
К
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
«АСТРОНОМИИ»
10 КЛАСС
2020-2021
учебный год
Рабочая
программа по астрономии для 10 класса составлена на основе: Федерального закона
от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Примерной программы
по астрономии; авторской программы для 10—11 классов общеобразовательных
учреждений (автор В.М. Чаругин).
Рабочая
программа ориентирована на использование линии учебно-методического комплекса
«Сферы» по астрономии, учебника «Астрономия» для 10 класса общеобразовательных
учреждений автора: В.М. Чаругина, издательства «Прсвещение» 2017г.
Программа
предусматривает изучение астрономии на базовом уровне среднего общего
образования. Программа предусматривает изучение астрономии на базовом уровне. Программа
рассчитана на 34 ч. в год (1 час в неделю).
Изучение
астрономии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено
на достижение следующих целей:
·
осознание
принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и
формирования естественнонаучной картины мира;
·
приобретение
знаний о физической природе небесных тел и систем, строения эволюции Вселенной,
пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных
астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;
·
овладение
умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами
определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками
практического использования компьютерных приложений для определения вида
звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;
·
развитие
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе
приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников
информации и современных информационных технологий;
·
формирование
научного мировоззрения;
·
формирование
навыков использования естественнонаучных и физико- математических знаний для
объектного анализа устройства окружающего мира на примере достижений
современной астрофизики, астрономии и космонавтики.
Как видно из поставленных целей, астрономия
призвана стать для каждого ученика 10-11 классов предметом, формирующим не
только единую естественнонаучную картину мира, но и познавательные интересы,
интеллектуальные и творческие способности. Нельзя не отметить важную роль предмета
в становлении гражданской позиции и патриотическом воспитании выпускников -
Российская Федерация в развитии астрономии, космонавтики и космофизики всегда
занимала лидирующие позиции в мире.
Задача астрономии, как и любого естественнонаучного
предмета, изучаемого в основной школе или на базовом уровне в старшей школе, —
формирование естественнонаучной грамотности. Естественнонаучная грамотность -
это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам,
связанным с развитием естественных наук и применением их достижений. А также
его готовность интересоваться естественнонаучными идеями, это не синоним
естественнонаучных знаний и умений, а знания и умения - в действии, и не просто
в действии, а в действии применительно к реальным задачам.
Общая характеристика учебного предмета.
Астрономия в российской школе всегда
рассматривалась как курс, который, завершая физико-математическое образование
выпускников средней школы, знакомит их с современными представлениями о
строении и эволюции Вселенной и способствует формированию научного
мировоззрения. В настоящее время важнейшими задачами астрономии являются
формирование представлений о единстве физических законов, действующих на Земле
и в безграничной Вселенной, о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты,
всех космических тел и их систем, а также самой Вселенной.
Астрономия
занимает особое место в системе естественнонаучных знаний, так как она
затрагивает глубинные вопросы существования человека в окружающем мире и в ней
концентрируются основные противоречия между бытием человека и его сознанием. На
протяжении тысячелетий астрономия шагала в ногу с философией и религией,
информацией, почерпнутой из наблюдений звёздного неба, питала внутренний мир
человека, его религиозные представления об окружающем мире. Во всех древних
философских школах астрономия занимала ведущее место. Так как астрономия не
затрагивала непосредственно условия жизни и деятельности человека, то
потребность в ней возникала на более высоком уровне умственного и духовного
развития человека, и поэтому, она была доступна пониманию узкого круга
образованных людей. Всё современное естествознание: физика, математика,
география и другие науки — питалось и развивалось благодаря развитию
астрономии. Достаточно вспомнить механику, математический анализ, развитые
Ньютоном и его последователями в основном для объяснения движения небесных тел.
Современные идеи и теории: общая теория относительности, физика элементарных
частиц — во многом зиждутся на достижениях современной астрономии, таких еѐ
разделов, как астрофизика и космология. Чтобы правильно понять современное
естествознание, необходимо изучать астрономию, пронизывающую его и лежащую в
его основах. Многие специалисты считают, что вообще преподавание естествознания
надо построить на основе его астрономических корней. По-видимому, такой подход
позволит не только повысить качество естественно-научного образования, но и
решить проблему потери интереса учащихся к изучению естественных наук.
Цели и задачи изучения астрономии.
При изучении основ современной астрономической
науки перед учащимися ставятся следующие цели:
·
понять сущность повседневно
наблюдаемых и редких астрономических явлений;
·
познакомиться с научными
методами и историей изучения Вселенной;
·
получить представление о
действии во Вселенной физических законов, открытых в земных условиях, и
единстве мегамира и микромира;
·
осознать свое место в
Солнечной системе и Галактике;
·
ощутить связь своего
существования со всей историей эволюции Метагалактики;
·
выработать сознательное
отношение к активно внедряемой в нашу жизнь астрологии и другим оккультным
(эзотерическим) наукам.
Главная задача курса — дать учащимся целостное представление о
строении и эволюции Вселенной, раскрыть перед ними астрономическую картину мира
XX в. Отсюда следует, что основной упор при изучении астрономии должен быть
сделан на вопросы астрофизики, внегалактической астрономии, космогонии и
космологии.