Элективный курс по биологии
АННОТАЦИЯ
К
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
ЭЛЕКТИВНОГО
КУРСА ПО БИОЛОГИИ
2020-2021
учебный год
Элективный курс планируется к
проведению в 11 классе (34 часа). Элективный курс опирается на основные знания,
полученные учащимися при изучении курсов «Растения», «Бактерии. Грибы. Вирусы»,
«Животные», «Человек», а также вопросов цитологии, экологии, эволюционного
учения и генетики в курсе «Общая биология», интегрирует и расширяет их.
Большинство занятий проводится в
виде практических работ, собеседований, коллоквиумов и пр., с использованием
имеющейся наглядности.
Самостоятельная работа учащихся
организуется учителем в разных направлениях. Повторение ранее изученного в
основной школе материала необходимо для подготовки к итоговой аттестации.
Однако изучение объемного и достаточно сложного для учащихся курса «Общая
биология» не оставляет времени на текущее системное повторение во время
учебного процесса. Кроме того, повторение и осмысление ранее изученного с
позиций генетики, экологии, эволюционного учения и пр. дает выпускникам более
полную естественнонаучную картину мира, способствует миропониманию адекватному
научному знанию.
Самообразование учащихся может
идти с использованием различных источников информации, но их анализ,
оценивание, интерпретация фактов, требуют обсуждения с товарищами и учителем,
что возможно и предусматривается на занятиях элективного курса. Инновационные и
традиционные методы, применяемые учителем, обеспечивают условия для поэтапной
самостоятельной деятельности учащихся. Использование различных видов обратной
связи, в том числе тестовых заданий, поможет учащимся четко отрабатывать
знания, заложенные в обязательном минимуме содержания образования и требованиях
к уровню подготовки выпускников, не отвлекаться на изучение второстепенных
вопросов при существующем дефиците времени.
Рефлексия, обсуждения с
одноклассниками результатов промежуточных тестирований поможет выпускникам
скорректировать свою познавательную самостоятельную деятельность.
Другое направление данного
элективного курса – оказание помощи учащимся при самоподготовке через
формирование и дальнейшее развитие метапредметных умений. Например, работая с
текстом и рисунками учебника, производить разметку текста (инсерт),
устанавливать взаимосвязи, определять логическую последовательность, делать
выводы и т.д.
Используя дополнительные
источники информации (компьютерные программы, интернет, электронный учебник,
материалы СМИ, видеозаписи и др.), осуществлять интеграцию знаний,
устанавливать причинно-следственные связи, моделировать и прогнозировать,
графически оформлять полученную информацию и т. д.
Результативность этой пошаговой
самостоятельной работы выясняется на индивидуальных и групповых консультациях,
в работе малых групп и выступлениях учащихся в ходе практикумов, коллоквиумов,
собеседованиях и др. Умение публичного выступления оказывается очень значимым в
общении учеников, формировании самооценки.
Критерием качества любых знаний и
сформированности умений выпускников являются практические занятия по решению
познавательных задач в знакомой, новой и измененной ситуациях. Решение задач по
биохимии клетки, генетике, экологии и т. д., является самостоятельной работой,
но их анализ, обсуждение с одноклассниками и учителем, открывают перед учеником
новые перспективы.
Блоки в элективном курсе можно
компоновать по-разному, в зависимости от конкретных условий, а также можно
оставить только те темы, блоки, материал которых меньше усвоен учащимися.
Применение ИКТ
(информационно-компьютерных технологий) приветствуется, т.к. помогает быстрее
осуществлять анализ выполнения заданий и повышает мотивацию учащихся.
В каждом блоке элективного курса
предполагается повторение материала, промежуточное тестирование по теме с
включением отдельных тестовых заданий из других уже проверенных тем, итоговое
тестирование по теме на различные виды деятельности учащихся и отработке
учебных умений, чаще используемых и более соответствующих этому блоку.
Цель
программы:
·
Используя различные формы
самостоятельной работы, поэтапно шаг за шагом решать актуальные задачи
подготовки к итоговой аттестации по биологии.
·
На основе системного анализа полученных
результатов выполнить комплекс заданий, направленных на углубление и
конкретизацию знаний учащихся по биологии в соответствии с федеральным
компонентом государственного образовательного стандарта для получения
позитивных результатов.
·
Закрепить умение учащихся на разных
уровнях: воспроизводить знания, применять знания и умения в знакомой,
измененной и новой ситуациях в соответствии с «Требованиями к выпускникам
средней школы».
·
Помочь учащимся выбрать образовательный
маршрут, соответствующий его профессиональным предпочтениям.
·
Поддержать и развить умения учащихся
сосредотачиваться и плодотворно целенаправленно работать в незнакомой
обстановке, работать в заданном темпе, быть мотивированными на получение
запланированных положительных результатов.
Режим занятий: 1 час в неделю