Химия 11 класс
АННОТАЦИЯ
К
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
«ХИМИЯ»
11 КЛАСС
2020-2021
учебный год
Программа разработана на
основе федерального государственного образовательного стандарта (приказ
Министерства образования и науки РФ от 05.04.2004, №1089) среднего общего
образования, (09.05.2018), на основе Примерной программы по химии, разработанной в соответствии с
требованиями к результатам среднего общего образования и ориентирована на
использование учебно-методического комплекта:
1.
Габриелян, О. С. Химия. 11 класс. Базовый
уровень : учебник /
О. С. Габриелян. – М. : Дрофа, 2016.
2.
Габриелян, О. С. Химия. 11 класс. Базовый уровень : метод. пособие по учебнику О.
С. Габриеляна / О. С. Габриелян, С. А. Сладков. – М. : Дрофа, 2014.
3.
Габриелян, О. С. Химия. Базовый уровень. 11 класс : кн. для учителя / О. С.
Габриелян, И. Г. Остроумова, С. А. Сладков. – М. : Дрофа, 2014.
4.
Габриелян, О. С. Химия. Базовый уровень. 11 класс : контрольные и проверочные
работы / О. С. Габриелян [и др.]. – М. : Дрофа, 2015.
5.
Габриелян, О. С. Химия. Базовый уровень. 11 класс : рабочая тетрадь / О. С.
Габриелян, С. А. Сладков. – М. : Дрофа, 2014.
6.
Габриелян, О. С. Химия. 11 класс : химический эксперимент в школе / О. С.
Габриелян, И. Г. Остроумов. – М. : Дрофа, 2009.
7.
Габриелян, О. С. Химия. 11 класс : электрон. мультимедийное прил. / О. С.
Габриелян. – М. : Дрофа, 2014.
Особенности содержания обучения химии в средней школе обусловлены
спецификой химии как науки и поставленными задачами. Основными проблемами химии
являются: изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от
строения, получение веществ с заданными свойствами, исследование
закономерностей химических реакций и путей управления ими в целях
получения необходимых человеку веществ, материалов, энергии. Поэтому в рабочей
программе по химии нашли отражение основные содержательные линии:
• «вещество» – знание о
составе и строении веществ, их свойствах и биологическом значении;
• «химическая реакция» –
знание о превращениях одних веществ в другие, условиях протекания таких
превращений и способах управления реакциями;
• «применение веществ» –
знание и опыт безопасного обращения с веществами, материалами и процессами,
необходимыми в быту и на производстве;
• «язык химии» – оперирование системой важнейших химических
понятий, знание химической номенклатуры, а также владение химической символикой
(химическими формулами и уравнениями)*.
В базисном учебном плане средней (полной) школы химия включена в
раздел «Содержание», формируемый участниками образовательного процесса.
Обучающиеся могут выбрать для изучения или интегрированный курс естествознания,
или химию как на базовом, так и на углубленном уровне.
Рабочая программа по химии для среднего (полного) общего
образования составлена из расчета часов, указанных в базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования:
по 1 ч в неделю (68 ч за два года обучения) и по 2 ч в неделю (136 ч
за два года обучения) на базовом уровне.
Методологической
основой построения учебного содержания химии для средней школы базового уровня
явилась идея интегрированного курса, но не естествознания, а
химии, такого курса, который близок и понятен тысячам российских учителей химии
и доступен и интересен сотням тысяч российских старшеклассников.
Структура предлагаемого
курса решает две
проблемы интеграции в обучении химии.
Первая
проблема – это внутрипредметная интеграция учебной дисциплины «химия».
Идея
такой интеграции диктует следующую очередность изучения разделов химии:
вначале, в 10 классе, изучается органическая химия, а затем, в 11 классе, –
общая химия. Такое структурирование обусловлено тем, что обобщение содержания
предмета в 11 классе позволяет сформировать у выпускников средней школы
представление о химии как о целостной науке, показать единство ее понятий, законов
и теорий, универсальность и применимость их как для неорганической, так и для
органической химии.
Вторая
– это межпредметная интеграция,позволяющая на химической базе объединить
знания по физике, биологии, географии, экологии в единое понимание природы, то
есть сформировать целостную естественнонаучную картину окружающего мира. Это
позволит старшеклассникам осознать то, что без знаний по химии восприятие
окружающего мира будет неполным и ущербным, а люди, не получившие таких
знаний, могут стать неосознанно опасными для этого мира, так как химически
безграмотное обращение с веществами, материалами и процессами грозит немалыми
бедами.
Кроме
этих двух ведущих интегрирующих идей в курсе была реализована и еще одна идея –
интеграция химических знаний с гуманитарными дисциплинами: историей,
литературой, мировой художественной культурой. Это, в свою очередь, позволяет средствами
учебного предмета показать роль химии и в социальной сфере человеческой
деятельности, что полностью соответствует идеям гуманизации в обучении.
Одночасовой
курс химии рассчитан на два года обучения – по 1 ч в неделю (или на один год
обучения по 2 ч в неделю). Кроме того, содержание учебника
базового уровня позволяет изучать химию и в режиме 2 ч в неделю. В этом
случае у обучающихся появится возможность
не «проходить» химию, а изучать, не знакомиться с содержанием предмета, а
хорошо его знать. Особенно важно это для тех обучающихся,
которые не имели возможности изучать химию на углубленном уровне (из-за отсутствия
такого профиля в школе), но тем не менее собираются сдавать Единый
государственный экзамен по химии.
Примерное
распределение часов, предусматривающее вариант изучения химии в 10 и 11 классах
по два часа еженедельно, указано в знаменателе цифры (ч) после названия учебной
темы.
Курс
четко делится на две части: органическую химию (34/68 ч) и общую химию (34/68
ч).
В
структурировании курса органической химии авторы исходили из идеи развития
учеников непрофильных классов средствами учебного предмета. С целью усиления
роли дедукции в обучении химии вначале даются краткие теоретические сведения о
строении, классификации, номенклатуре органических веществ, особенностях
реакций с их участием.
Сформированные
таким образом теоретические знания затем развиваются на фактологическом
материале при рассмотрении классов органических соединений. В свою очередь
такой подход позволяет глубже изучить сами классы органических соединений.
Основным критерием отбора фактического материала курса органической химии
является идея целеполагания, то есть ответа на резонный вопрос ученика: «А
зачем мне, не химику, это нужно?». Та же идея о ведущей роли теоретических
знаний в процессе познания мира веществ и реакций стала основной для
конструирования курса общей химии. На основе единых понятий, законов и теорий
химии у старшеклассников формируется целостное пред-ставление о химической
науке, о ее вкладе в единую естественнонаучную картину мира.