Химия 10 класс
АННОТАЦИЯ
К
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
«ХИМИЯ»
10 КЛАСС
2020-2021
учебный год
Рабочая программа
разработана в
соответствии с требованиями федерального государственного образовательного
стандарта среднего общего образования на основе авторской программы О.С.Габриеляна для 10-11 классов
общеобразовательных учреждений (базовый уровень)/ О.С. Габриелян – 4-е изд.,
стереотип. – М.: Дрофа, 2007 – 78 с., и предназначена для реализации в
общеобразовательном учреждении в 10-11 классах на базовом уровне.
Рабочая программа
конкретизирует содержание примерной программы, дает четкое распределение
учебных часов по разделам курса с определенной последовательностью изучения тем
и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного
процесса, возрастных особенностей учащихся. В рабочей программе определен
перечень демонстраций, лабораторных опытов, практических занятий и расчетных
задач, их распределение по разделам.
Курс делится четко на
две части: органическую химию (34 часа) и общую химию (33 часа). Теоретическую
основу органической химии составляет теория строения в ее классическом
понимании – зависимость свойств веществ от химического строения, т.е. от
расположения атомов в молекулах органических соединений согласно валентности.
Электронное и пространственное строение органических веществ при том количестве
часов, которое отпущено на изучение органической химии, рассматривать не
представляется возможным. В органической химии сделан акцент на практическую
значимость учебного материала. Поэтому изучение представителей каждого класса
органических соединений начинается с практической посылки – с их получения.
Химические свойства веществ рассматриваются сугубо прагматически – на предмет
их практического применения. В основу конструирования курса положена идея о
природных источниках органических соединений и их взаимопревращений, т.е. идеи
генетической связи между классами органических соединений.
Теоретическую основу
курса общей химии составляют современные представления о строении веществ
(периодическом законе и строении атома, типах химических связей, агрегатном
состоянии вещества, полимерах и дисперсных системах, качественном и
количественном составе вещества) и химическом процессе (классификации
химических реакций, химической кинетике и химическом равновесии,
окислительно-восстановительных процессах), адаптированные под курс,
рассчитанный на 1 час в неделю. Фактическую основу курса составляют обобщенные
представления о классах органических и неорганических соединений и их
свойствах. Такое построение курса общей химии позволяет подвести учащихся к
пониманию материальности и познаваемости мира веществ, причин его многообразия,
всеобщей связи явлений. В свою очередь, это дает возможность учащимся лучше
усвоить собственно химическое содержание и понять роль и место химии в системе
наук о природе. Логика и структурирование курса позволяют в полной мере
использовать в обучении логические операции мышления: анализ и синтез,
сравнение и аналогию, систематизацию и обобщение.
Данная программа
реализована в учебниках: Габриелян О.С. Химия. 10 кл. Базовый уровень. – М.:
Дрофа, 2008; Габриелян О.С. Химия. 11 кл. Базовый уровень. – М.: Дрофа, 2009.
Рабочая программа
выполняет следующие основные функции:
1.Нормативная функция
определяет объем и порядок преподавания учебной дисциплины.
2.
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного
процесса получить
представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и
развития учащихся средствами данного учебного предмета.
3.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения,
структурирование
учебного материала, определение его количественных и качественных
характеристик на каждом
из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации
учащихся.
Задачи курса
1.
Сформировать
представление о месте химии в современной научной картине мира, понимание роли
химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для
решения практических задач.
2.
Обучить
владению основополагающими
химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование
химической терминологией и символикой.
3.
Обучить
владению основными методами
научного познания, используемыми в химии: наблюдение, описание, измерение,
эксперимент; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и
делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении
практических задач.
4.
Сформировать умения
давать количественные оценки и проводить расчеты по химическим формулам и
уравнениям.
5.
Обучить
владению правилами техники безопасности при использовании
химических веществ.
6.
Сформировать собственные
позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников.
Место предмета в
базисном учебном плане
Для реализации рабочей
программы изучения учебного предмета «Химия» на этапе (среднего) общего образования
учебным планом школы отведено 67 часов. В том числе 34 часов
в X классе и 33 часов в XI классе, из расчета –1 час в неделю.
Программа по химии 10-11
классов общеобразовательных учреждений является логическим продолжением рабочей
программы, составленной на основании авторского курса О.С.Габриеляна, для основной
школы. Поэтому она разработана с опорой на курс химии 8-9 классов. Результатом
этого явилось то, что некоторые, преимущественно теоретические темы курса химии
основной школы рассматриваются снова, но уже на более высоком, расширенном и
углубленном уровне. Делается это осознанно с целью формирования
целостной химической картины мира и для обеспечения преемственности между
основной и старшей ступенями обучения в общеобразовательных учреждениях.
Результаты обучения
Результаты изучения
курса «Химия» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников»,
который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию
деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного
подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности;
овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни,
позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения
окружающей среды и собственного здоровья.