Химия 8-9 класс
АННОТАЦИЯ
К
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
«ХИМИЯ»
8-9 КЛАСС
2020-2021
учебный год
Рабочая
программа учебного предмета «Химия» на уровне основного общего образования
составлена на основе требований федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897, в ред. приказа
Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644), с учетом основной образовательной
программы основного общего образования МАОУ "Демьянская СОШ им. гвардии
матроса А. копотилова", примерной программы
(примерная основная образовательная программа основного общего образования,
одобрена решением федерального учебно – методического объединения по общему
образованию, протокол от 8 апреля
Рабочая программа разработана с
учетом актуальных задач воспитания, обучения и развития обучающихся, их
возрастных и иных особенностей, а также условий, необходимых для развития их
личностных и познавательных качеств.
В Рабочей программе предусмотрено
дальнейшее развитие всех видов деятельности обучающихся, представленных в
программах начального общего образования.
Цели химического образования в основной школе
формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и
предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.
Основное
общее образование - вторая ступень
общего образования. Одной из важнейших задач этого этапа является подготовка
обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и
профессионального пути. Обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить
цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт
деятельности в реальной жизни, за
рамками учебного процесса.
Главные цели основного общего образования состоят в:
1)
формировании целостного представления о мире, основанного
на приобретенных знаниях, умениях и способах деятельности;
2)
приобретении опыта разнообразной деятельности,
познания и самопознания;
3)
подготовке к осуществлению осознанного выбора
индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Большой вклад в достижение главных целей основного
общего образования вносит изучение химии. Которое призвано обеспечить:
1)
формирование системы химических знаний как
компонента естественно-научной картины мира;
2)
развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и
нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и
экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;
3)
выработку понимания общественной потребности в
развитии химии, а также формирование отношения к химии как к возможной области
будущей практической деятельности;
4)
формирование умений безопасного обращения с
веществами, используемыми в повседневной жизни.
Целями изучения
химии в основной школе являются:
1)
формирование у обучающихся умения видеть и понимать
ценность образования, значимость химического знания для каждого человека
независимо от его профессиональной деятельности; умения различать факты и
оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и
связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать
собственную позицию;
2)
формирование у обучающихся целостного представления
о мире и роли химии в создании современной естественно-научной картины мира;
умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности – природной,
социальной, культурной, технической среды, используя для этого химические знания;
3)
приобретение обучающимися опыта разнообразной
деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых
компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности:
решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации,
коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного
обращения с веществами в повседневной жизни.
Основными идеями учебного предмета Химия являются:
○ материальное единство веществ
естественного мира, их генетическая связь;
○
причинно-следственные связи между составом, строением,
свойствами, получением и применением веществ;
○ познаваемость веществ и закономерностей
протекания химических реакций;
○
объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для
фактологического материала химии элементов;
○ конкретное химическое соединение как
звено в непрерывной цепи превращений веществ, участвующее в круговороте
химических элементов и химической эволюции;
○
объективность и познаваемость законов природы; знание законов
химии позволяет управлять химическими превращениями веществ, находить
экологически безопасные способы производства и охраны окружающей среды от
загрязнения;
○ взаимосвязанность науки и практики;
требования практики — движущая сила развития науки, успехи практики обусловлены
достижениями науки;
○ развитие химической науки и химизация
народного хозяйства служат интересам человека и общества в целом, имеют
гуманистический характер и призваны способствовать решению глобальных проблем
современности.
Эти идеи реализуются путем достижения
следующих целей:
формирование у
учащихся химической картины мира как органической части его целостной
естественно-научной картины;
развитие познавательных
интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе
изучения ими химической науки и ее вклада в современный научно-технический
прогресс;
формирование важнейших
логических операций мышления (анализ, синтез, обобщение, конкретизация,
сравнение и др.) в процессе познания системы важнейших понятий, законов и
теорий о составе, строении и свойствах химических веществ;
воспитание убежденности
в том, что применение полученных знаний и умений по химии является объективной
необходимостью для безопасной работы с веществами и материалами в быту и на
производстве;
проектирование и
реализация выпускниками основной школы личной образовательной
траектории: выбор профиля обучения в старшей школе или профессионального
образовательного учреждения;
овладение ключевыми
компетенциями (учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми,
коммуникативными).
Основными задачами для освоения базового уровня химии за 9 класс являются:
- знакомство и развитие сведений о свойствах классов веществ – металлов и неметаллов (щелочных и щелочноземельных металлов, галогенов и многих других неметаллов).
- расширение представлений о свойствах важных в народнохозяйственном отношение веществ.
- углубление знаний о закономерностях протекания реакций и их классификации.
Достижение поставленных целей и
задач, успешное овладение учебным содержанием предмета предполагают использование
разнообразных средств и методов
обучения.Основные методы обучения основаны на системно - деятельностном
подходе: метод проектов и исследований, методика проблемного и развивающего
обучения, рефлексивные методы. Особое значение приобретают методы
личностно-ориентированного обучения, помогающие раскрытию и конкретизации
рассматриваемых понятий и положений, связи обобщённых знаний предмета с личным
социальным опытом.
В учебном процессе используются
информационно- коммуникационные технологии (ИКТ).
Формы организации
занятий:практическое занятие, учебная экскурсия; индивидуальная, парная и групповая
формы обучения.
Методы
обучения: иллюстративный,
репродуктивный, метод проблемного изложения, эвристическая беседа, мозговой
штурм, метод проектов.
Средства обучения: схемы, таблицы, диаграммы, алгоритмы,
опорные конспекты, тесты, ЭОР.
В
Рабочей программе предусмотрены вводные и повторительно-обобщающие уроки,
которые способствуют активизации учебной деятельности школьников, формированию
у них целостных представлений. В календарно-тематическом планировании учитывается возможность
использования уроков обобщения и закрепления учебного материала.
Рабочая программа
предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации:тестирование,
самостоятельные работы, обобщающие уроки, контрольные работы, фронтальный
опрос, зачёты.
Нормативный срок освоения Рабочей программы
учебного предмета «Химия» на этапе основного общего образования составляет пять
лет.
Общая характеристика учебного предмета
«Химия»
В соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом основного общего образования
учащиеся должны овладеть такими познавательными учебными действиями, как умение
формулировать проблему и гипотезу, ставить цели и задачи, строить планы
достижения целей и решения поставленных задач, проводить эксперимент и на его
основе делать выводы и умозаключения, представлять их и отстаивать свою точку
зрения. Кроме того, учащиеся должны овладеть приемами, связанными с
определением понятий: ограничивать их, описывать, характеризовать и сравнивать.
Следовательно, при изучении химии в
основной школе учащиеся должны овладеть учебными действиями, позволяющими им
достичь личностных, предметных и метапредметных образовательных результатов. Особенности содержания обучения
химии в основной школе обусловлены
спецификой химии как науки и поставленными
задачами. Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от
строения, получение веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических реакций и путей управления
ими в целях получения веществ, материалов, энергии.
Химиякак учебный предметвносит
большой вклад в достижение целей основного общего образования и можно
выделить важнейшие содержательные линии
предмета:
- «вещество» — знание о составе и
строении веществ, их свойствах и биологическом значении;
- «химическая реакция» — знание о превращениях одних веществ в
другие, условиях протекания таких превращений и способах управления реакциями;
- «применение веществ» — знание и опыт безопасного обращения с
веществами, материалами и процессами, необходимыми в быту и на производстве;
- «язык
химии» — оперирование системой важнейших химических понятий, знание химической
номенклатуры, т.е. их названия (в том числе и тривиальные), владение химической символикой (химическими
формулами и уравнениями), а также
правила перевода информации с естественного языка на язык химии и обратно.
Поскольку основные содержательные линии
школьного курса химии тесно переплетены, в программе содержание представлено не
по линиям, а по разделам.
Значительное место в содержании курса
отводится химическому эксперименту. Он позволяет сформировать у учащихся
специальные предметные умения работать с химическими веществами, выполнять
простые химические опыты, научить их безопасному и экологически грамотному
обращению с веществами в быту и на производстве.
Практические работы сгруппированы в блоки —
химические практикумы, которые служат не только средством закрепления умений и
навыков, но и контроля качества их сформированности.
Главное отличие предлагаемой программы заключается в двукратном
увеличении времени, отведенного на изучение раздела «Многообразие веществ». Это
связано со стремлением основательно отработать важнейшие теоретические
положения курса химии основной школы на богатом фактологическом материале химии
элементов и образованных ими веществ.
Описание
места учебного предмета в учебном плане
В процессе освоения программы курса химии
для основной школы учащиеся овладевают умениями ставить вопросы, наблюдать,
объяснять, классифицировать, сравнивать, проводить эксперимент и
интерпретировать выводы на его основе, определять источники химической
информации, получать и анализировать ее, а также готовить на этой основе
собственный информационный продукт, презентовать его и вести дискуссию.
Программа курса химии для
основной школы разрабатывалась с учетом первоначальных представлений,
полученных учащимися в начальной школе при изучении окружающего мира.
Предлагаемая программа, хотя и носит общекультурный характер и не ставит задачу
профессиональной подготовки учащихся, тем не менее, позволяет им определиться с
выбором профиля обучения в старшей школе. В программе предусмотрено резервное
время, так как реальная продолжительность учебного года всегда оказывается
меньше нормативной. В связи с переходом основной школы на такую форму итоговой
аттестации, как ГИА, в курсе предусмотрено время на подготовку к ней.
Учебное содержание курса химии
включает:
Химия. 8 класс. 68 ч,
2ч в неделю
Химия. 9 класс. 68 ч, 2ч в неделю
Для реализации рабочей программы в учебном
плане МБОУ «ПадунскаяСОШ» выделено 4ч
(всего на период обучения) по 2часа в
неделю с 8 по 9 класс, всего в год140 ч.
Учебный год в 9 классе рассчитан на 34 недели, поэтому в 8 классе
учебный год на 1 неделю длиннее, составляет 36 недель.
Ценностные ориентиры содержания
учебного предмета Химия
Ценностные ориентиры курса химии в
основной школе определяются спецификой химии как науки. Понятие «ценности»
включает единство объективного (сам объект) и субъективного (отношение субъекта
к объекту), поэтому в качестве ценностных
ориентиров химического образования выступают объекты, изучаемые в курсе
химии, к которому у обучающихся формируется ценностное отношение. При этом
ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет
входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых
заключается в изучении природы.
Основу познавательных ценностей
составляют научные знания, научные методы познания, а ценностные ориентации,
формируемые у обучающихся в процессе изучения химии, проявляются:
·
в
признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
·
в
ценности химических методов исследования живой и неживой природы;
·
в
понимании сложности и противоречивости самого процесса познания как
извечного стремления к Истине.
В качестве объектов ценностей труда и
быта выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а
ценностные ориентации содержания курса химии
могут рассматриваться как формирование:
·
уважительного
отношения к созидательной, творческой деятельности;
·
понимания
необходимости здорового образа жизни;
·
потребности
в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в
повседневной жизни;
·
сознательного
выбора будущей профессиональной деятельности.
Курс химии обладает возможностями для
формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс
общения, грамотная речь, а ценностные ориентации направлены на воспитание у
учащихся:
·
правильного
использования химической терминологии и символики;
·
потребности
вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
·
способности
открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.
Учебный предмет «Химия», в содержании
которого ведущим компонентом являются научные знания и научные методы познания,
позволяет не только формировать у учащихся целостную картину мира, но и пробуждать
у них эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу, создавать
условия для формирования системы ценностей, определяющей готовность: выбирать
определенную направленность действий; действовать определенным образом;
оценивать свои действия и действия других людей по определенным ценностным критериям.
Основным результатом познавательного
отношения к миру в культуре является установление смысла и значения содержания
объектов и явлений природы. Таким образом, познавательная функция учебного предмета
«Химия» заключается в способности его содержания концентрировать в себе как
знания о веществах и химических явлениях, так и познавательные ценности:
отношения к:
химическим знаниям как одному из
компонентов культуры человека наряду с другими естественнонаучными знаниями,
единой развивающейся системе;
окружающему миру как миру веществ и
происходящих с ними явлений;
познавательной деятельности (как
теоретической, так и экспериментальной) как источнику знаний;
понимания:
объективности и достоверности знаний о
веществах и происходящих с ними явлениях;
сложности и бесконечности процесса
познания (на примере истории химических открытий);
действия законов природы и необходимости
их учета во всех сферах деятельности человека;
значения химических знаний для решения
глобальных проблем человечества (энергетической, сырьевой, продовольственной,
здоровья и долголетия человека, технологических аварий, глобальной экологии и
др.);
важности научных методов познания
(наблюдения, моделирования, эксперимента и др.) мира веществ и реакций.
Расширение сфер человеческой деятельности
в современном социуме неизбежно влечет за собой необходимость формирования у
учащихся культуры труда и быта при изучении любого учебного предмета, которое невозможно
без включения соответствующих ценностей
труда и бытав содержание учебного предмета «Химия»:
отношения к:
трудовой деятельности как естественной
физической и интеллектуальной потребности;
труду как творческой деятельности,
позволяющей применять знания на практике;
понимания
необходимости:
учета открытых и изученных
закономерностей, сведений о веществах и их превращениях в трудовой деятельности;
полной реализации физических и умственных
возможностей, знаний, умений, способностей при выполнении конкретного вида
трудовой деятельности;
сохранения и поддержания собственного
здоровья и здоровья окружающих, в том числе питания с учетом состава и
энергетической ценности пищи;
соблюдения правил безопасного
использования веществ (лекарственных препаратов, средств бытовой химии,
пестицидов, горюче-смазочных материалов и др.) в повседневной жизни;
осознания достижения личного успеха в
трудовой деятельности за счет собственной компетентности в соответствии с
социальными стандартами и последующим социальным одобрением достижений науки
химии и химического производства для развития современного общества.
Опыт эмоционально-ценностных отношений,
который учащиеся получают при изучении курса химии в основной школе,
способствует выстраиванию ими своей жизненной позиции.
Содержание учебного предмета включает
совокупность нравственных ценностей:
отношения к:
себе (осознание собственного достоинства,
чувство общественного долга, дисциплинированность, честность и правдивость,
простота и скромность, нетерпимость к несправедливости, признание необходимости
самосовершенствования);
другим людям (гуманизм, взаимное уважение
между людьми, товарищеская взаимопомощь и требовательность, коллективизм,
забота о других людях, активное реагирование на события федерального,
регионального, муниципального уровней, выполнение общественных поручений);
своему труду (добросовестное,
ответственное исполнение своих трудовых и учебных обязанностей, развитие
творческих начал в трудовой деятельности, признание важности своего труда и
результатов труда других людей);
природе (бережное отношение к ее
богатству, нетерпимость к нарушениям экологических норм и требований,
экологически грамотное отношение к сохранению гидросферы, атмосферы, почвы,
биосферы, человеческого организма; оценка действия вопреки законам природы,
приводящая к возникновению глобальных проблем);
понимания
необходимости:
уважительного отношения к достижениям
отечественной науки, исследовательской деятельности российских ученых химиков
(патриотические чувства).
Образование представлений, формирование
понятий в обучении химии происходит в процессе коммуникации с использованием не
только естественного языка, но и химических знаков, формул, уравнений
химических реакций, обозначающих эти вещества и явления, т.е. химического
языка. Таким образом, учебный предмет «Химия» имеет большие возможности для формирования у учащихся коммуникативныхценностей:
негативного
отношения к:
нарушению норм языка (естественного и
химического) в разных источниках информации (литература, СМИ, Интернет);
засорению речи;
понимания
необходимости:
принятия различных средств и приемов
коммуникации;
получения информации из различных
источников;
аргументированной, критической оценки
информации, полученной из различных источников;
сообщения точной и достоверной
информации;
ясности, доступности, логичности в
зависимости от цели, полноты или краткости изложения информации;
стремления понять смысл обращенной к
человеку речи (устной и письменной);
ведения диалога для выявления разных
точек зрения на рассматриваемую информацию, выражения личных оценок и суждений,
принятия вывода, который формируется в процессе коммуникации;
предъявления свидетельств своей
компетентности и квалификации по рассматриваемому вопросу;
уважения, принятия, поддержки
существующих традиций и общих норм языка (естественного и химического);
стремления говорить, используя изучаемые
химические термины и понятия, номенклатуру неорганических и органических
веществ, символы, формулы, молекулярные и ионные уравнения реакций.
Для формирования духовной личности прежде
всего необходимо развивать эстетическое отношение человека к действительности,
творчество и сотворчество при восприятии эстетических явлений, которыми в курсе
химии могут служить: природа (минералы); изделия, изготавливаемые человеком из
различных веществ и материалов (ювелирные украшения, памятники архитектуры и т.
д.). Химия позволяет также формировать потребность
человека в красоте и деятельности по
законам красоты, т. е.
эстетические ценности:
позитивное
чувственно-ценностное отношение к:
окружающему миру (красота, совершенство и
гармония окружающей природы и космоса в целом);
природному миру веществ и их превращений
не только с точки зрения потребителя, а как к источнику прекрасного,
гармоничного, красивого, подчиняющегося закономерностям, пропорционального (на
примере взаимосвязи строения и свойств атомов и веществ);
выполнению учебных задач как к процессу,
доставляющему эстетическое удовольствие (красивое, изящное решение или
доказательство, простота, в основе которой лежит гармония);
понимание
необходимости:
изображения истины, научных знаний в
чувственной форме (например, в произведениях искусства, посвященных научным
открытиям, ученым, веществам и их превращениям);
принятия трагического как драматической формы
выражения конфликта непримиримых противоположностей, их столкновения (на
примере выдающихся научных открытий, конфликта чувства и долга, общества и
личности, реальности и идеала).
Таким образом, содержание курса химии
основной школы позволяет сформировать у
учащихся не только познавательные ценности, но и другие компоненты системы
ценностей: труда и быта, коммуникативные, нравственные, эстетические.
4.Личностные,
метапредметные и предметные результаты изучения учебного предмета
Деятельность образовательного учреждения общего образования в
обучении химии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных
результатов:
1) в
ценностно-ориентационной сфере - чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм,
отношение к труду, целеустремленность, самоконтроль и самооценка;
2)
в трудовой сфере - готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной
траектории;
3)в
познавательной (когнитивной,интеллектуальной) сфере –мотивация учения, умение
управлять своей познавательной деятельностью.
Метапредметными результатами освоения
выпускниками
основной школы программы по химии являются:
1) владение универсальными естественно-научными способами
деятельности: наблюдение,
измерение, эксперимент, учебное
исследование; применение основных методов познания (системно-информационный
анализ, моделирование) для изучения
различных сторон окружающей действительности;
2)
использование
универсальных способов деятельности по решению проблем и основных
интеллектуальных операций: использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез,
сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных
связей, поиск аналогов;
3)
умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
4)
умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и
применять их на практике;
5)
использование различных источников для получения химической информации.
Предметными результатамиосвоения выпускниками основной
школы программы по химии являются:
1.В познавательной сфере:
- давать определения изученных понятий: вещество (химический
элемент, атом, ион, молекула, кристаллическая решетка,
вещество, простые и сложные вещества, химическая формула,
относительная атомная масса, относительная молекулярная масса, валентность,
оксиды, кислоты, основания, соли, амфотерность,
индикатор, периодический закон, периодическая
система, периодическая таблица, изотопы, химическая связь,
электроотрицательность, степень окисления, электролит); химическая реакция
(химическое уравнение, генетическая связь,
окисление, восстановление, электролитическая диссоциация, скорость
химической реакции);
- формулировать периодический закон
Д.И.Менделеева и раскрывать его смысл;
- описывать
демонстрационные и самостоятельно проведенные
эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык
химии;
- описывать
и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные
вещества, химические реакции;
- классифицировать изученные объекты и
явления;
- наблюдать
демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции,
протекающие в природе и в быту;
- делать
выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей,
прогнозировать свойства неизученных
веществ по аналогии со свойствами изученных;
-
структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других
источников;
- моделировать строение атомов элементов
первого - третьего периодов, строение простейших молекул.
2.
В ценностно-ориентационной сфере:
-
анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной
деятельности человека, связанной с переработкой веществ;
- разъяснять на примерах (приводить
примеры, подтверждающие) материальное единство и взаимосвязь компонентов живой
и неживой природы и человека как важную частьэтого единства;
- строить свое поведение в соответствии с
принципами бережного отношения к природе.
3.В трудовой сфере:
-
планировать и проводить
химический эксперимент;
-
использовать вещества в соответствии с их предназначением и свойствами,
описанными в инструкциях по применению.
4.В
сфере безопасности жизнедеятельности:
- оказывать первую помощь при отравлениях,
ожогах идругих травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
Предметными
результатами
освоения выпускниками основной школы программы по химии являются:
1.формирование первоначальных
систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом
применении, овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;
2.осознание объективной
значимости основ химической науки как области современного естествознания,
химических превращений неорганических и органических веществ как основы многих
явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном
единстве мира;
3. овладение основами химической
грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные
ситуации ,связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми
в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически
безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды;
4.формирование умений
устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и
процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ,
зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения
веществ от их свойств;
5.приобретение опыта
использования различных методов изучения веществ :наблюдения за их превращениями
при проведении несложных химических экспериментов с использованием
лабораторного оборудования и приборов;
6.формирование представлений о
значении химической науки в решении современных экологических проблем,в том
числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф.