Физическая культура 10 класс
АННОТАЦИЯ
К
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
«ФИЗИЧЕСКАЯ
КУЛЬТУРА» 10-11 КЛАСС
2020-2021
учебный год
Данная рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, основана на программе по
предметной линии учебников В.И. Ляха и
обеспечена учебником для общеобразовательных учреждений
«Физическая культура. 10-11 классы» (М.: Просвещение).2014г.
Цели и задачи реализации
программы.
Формирование личности,
готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой
культуры, — главная цель развития отечественной системы школьного образования.
Как следствие, каждая образовательная область Базисного учебного плана
ориентируется на достижение этой главной цели.
Цель школьного образования по физической
культуре — формирование разносторонне физически развитой личности,
способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и
длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности
и организации активного отдыха. В основной школе данная цель конкретизируется:
учебный процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и потребностей
школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии
физических и психических качеств, творческом использовании средств физической
культуры в организации здорового образа жизни.
Образовательный
процесс по физической культуре в основной школе строится так, чтобы были решены
следующие
задачи:
·
укрепление здоровья,
развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей
организма;
формирование культуры
движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с
общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и
приемами базовых видов спорта;
·
освоение знаний о
физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в
формировании здорового образа жизни;
·
обучение навыкам и
умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной
деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
·
воспитание положительных
качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной
и соревновательной деятельности.
Ориентируясь на
решение задач образования школьников в области физической культуры, настоящая
программа в своем предметном содержании направлена на:
·
реализацию принципа
вариативности, который лежит в основе планирования учебного материала в
соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической
оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные
площадки, стадион), региональными климатическими условиями и видом учебного
учреждения (городские, малокомплектные и сельские школы);
·
реализацию принципа
достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в
конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности,
особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;
·
соблюдение дидактических
правил от известного к неизвестному и от простого к сложному, которые лежат в
основе планирования учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода
учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной
деятельности;
·
расширение межпредметных
связей, ориентирующих учителя во время планирования учебного материала на то,
чтобы учитывать задачу формирования целостного мировоззрения учащихся,
всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и
процессов;
·
усиление
оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования
школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в
физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях
физическими упражнениями.
Предметом обучения
физической культуре в основной школе является двигательная активность человека
с общеразвиваюшей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью
укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются
определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и
самостоятельность.
Важнейшим требованием
проведения современного урока по физической культуре является обеспечение
дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учётом состояния
здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности,
особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических
норм.
Понятийная база и
содержание курса основаны на положениях нормативно-правовых актов Российской
Федерации, в том числе:
·
требований к результатам
освоения образовательной программы основного общего образования, представленной
в Федеральном государственном стандарте основного общего образования;
·
Концепции
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина;
·
Закона «Об образовании»;
·
Федерального закона «О
физической культуре и спорте»;
·
Стратегии национальной
безопасности Российской Федерации до 2020 г.;
·
примерной программы
основного общего образования;
·
приказа Минобрнауки от
30 августа 2010 г. № 889.
В соответствии со
структурой двигательной (физкультурной) деятельности примерная программа включает
в себя три основных учебных раздела: «Знания о физической культуре» (информационный
компонент деятельности), «Способы двигательной (физкультурной) деятельности»
(операциональный компонент деятельности), «Физическое совершенствование»
(процессуально-мотивационный компонент деятельности).
Раздел «Знания о
физической культуре» соответствует основным представлениям о развитии
познавательной активности человека и включает в себя такие учебные темы, как
«История физической культуры и ее развитие в современном обществе», «Базовые
понятия физической культуры» и «Физическая культура человека». Эти темы
включают сведения об истории древних и современных Олимпийских игр, основных
направлениях развития физической культуры в современном обществе, о формах
организации активного отдыха и укрепления здоровья средствами физической
культуры. Кроме этого, здесь раскрываются основные понятия физической и
спортивной подготовки, особенности организации и проведения самостоятельных
занятий физическими упражнениями, даются правила контроля и требования техники
безопасности.
Раздел «Способы
двигательной (физкультурной) деятельности» содержит задания, которые
ориентированы на активное включение учащихся в самостоятельные формы занятий
физической культурой. Этот раздел соотносится с разделом «Знания о физической
культуре» и включает в себя темы «Организация и проведение самостоятельных
занятий физической культурой» и «Оценка эффективности занятий физической
культурой». Основным содержанием этих тем является перечень необходимых и
достаточных для самостоятельной деятельности практических навыков и умений.
Раздел
«Физическое совершенствование», наиболее значительный по объему учебного материала,
ориентирован на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую
подготовку и укрепление здоровья школьников. Этот раздел включает в себя
несколько тем: «Физкультурно-оздоровительная деятельность»,
«Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью»,
«Прикладно-ориентированные упражнения» и «Упражнения общеразвивающей направленности».
Тема
«Физкультурно-оздоровительная деятельность» ориентирована на решение задач по
укреплению здоровья учащихся. Здесь даются комплексы упражнений из современных
оздоровительных систем физического воспитания, помогающие коррекции осанки и
телосложения, оптимальному развитию систем дыхания и кровообращения, а также
упражнения адаптивной физической культуры, которые адресуются в первую очередь
школьникам, имеющим отклонения в физическом развитии и в состоянии здоровья.
Тема «Спортивно-оздоровительная
деятельность с общеразвивающей направленностью» ориентирована на физическое
совершенствование учащихся и включает в себя средства общей физической и
технической подготовки. В качестве таких средств в программе предлагаются
физические упражнения и двигательные действия из базовых видов спорта
(гимнастики с основами акробатики, легкой атлетики, лыжных гонок, спортивных
игр). Овладение упражнениями и действиями базовых видов спорта раскрывается в
программе с учетом их использования в организации активного отдыха, массовых
спортивных соревнований.
Тема
«Прикладно-ориентированные упражнения» поможет подготовить школьников к предстоящей
жизни, качественному освоению различных профессий. Решение этой задачи
предлагается осуществить посредством обучения детей жизненно важным навыкам и
умениям различными способами, в вариативно изменяющихся внешних условиях.
Данная тема представляется весьма важной для школьников, которые готовятся
продолжать свое образование в системе средних профессиональных учебных
заведений.
Тема
«Упражнения общеразвивающей направленности» предназначена для организации целенаправленной
физической подготовки учащихся и включает в себя физические упражнения на
развитие основных физических качеств. Эта тема, в отличие от других учебных
тем, носит лишь относительно самостоятельный характер, поскольку ее содержание
должно входить в содержание других тем раздела «Физическое совершенствование».
В связи с этим предлагаемые упражнения распределены по разделам базовых видов
спорта и сгруппированы по признаку направленности на развитие соответствующего
физического качества (силы, быстроты, выносливости и т. д.). Такое изложение
материала позволяет учителю отбирать физические упражнения и объединять их в
различные комплексы, планировать динамику нагрузок и обеспечивать
преемственность в развитии физических качеств, исходя из половозрастных
особенностей учащихся, степени освоенности ими упражнений, условий проведения
уроков, наличия спортивного инвентаря и оборудования.
Основные
формы организации образовательного процесса в основной школе — уроки физической
культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня,
спортивные соревнования и праздники, занятия в спортивных секциях и кружках,
самостоятельные занятия физическими упражнениями (домашние занятия). Уроки
физической культуры — это основная форма организации учебной деятельности
учащихся в процессе освоения ими содержания предмета. В основной школе уроки
физической культуры подразделяются на три типа: уроки с образовательно-познавательной
направленностью, уроки с образовательно-обучающей направленностью и уроки с образовательно-тренировочной
направленностью. При этом уроки по своим задачам и направленности учебного
материала могут планироваться как комплексные (с решением нескольких
педагогических задач) и как целевые (с преимущественным решением одной
педагогической задачи).
Уроки с
образовательно-познавательной направленностью дают учащимся необходимые знания,
знакомят со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучают
навыкам и умениям по их планированию, проведению и контролю. Важной
особенностью этих уроков является то, что учащиеся активно используют учебники
по физической культуре, различные дидактические материалы .
Уроки с образовательно-познавательной
направленностью имеют и другие особенности.
Во-первых,
продолжительность подготовительной части уроков небольшая (до 5—6 мин), в нее
включаются как ранее разученные тематические комплексы упражнений (например,
для развития гибкости, координации движений, формирования правильной осанки),
так и упражнения общеразвивающего характера, содействующие повышению
работоспособности, активности процессов внимания, памяти и мышления. Учебная
деятельность в этой части урока может быть организована фронтально, по учебным
группам, а также индивидуально (или с небольшой группой школьников).
Во-вторых,
в основной части урока выделяют соответственно образовательный и двигательный
компоненты. Образовательный компонент включает в себя постижение детьми учебных
знаний и знакомство со способами физкультурной деятельности. В зависимости от
объема учебного материала продолжительность этой части урока может быть от 3 до
15 мин. Двигательный компонент включает в себя обучение двигательным действиям
и развитие физических качеств учащихся. Продолжительность этой части урока
будет зависеть от времени, требующегося на решение задач, запланированных в
образовательном компоненте. Между образовательным и двигательным компонентами
основной части урока необходимо включать обязательную разминку (до 5—7 мин),
которая по своему характеру должна соотноситься с задачами двигательного
компонента. Вместе с тем если урок проводится по типу целевого урока, то все
учебное время основной части отводится на решение соответствующей
педагогической задачи.
В-третьих, продолжительность заключительной части урока зависит от
продолжительности основной части, но не превышает 5—7 мин.
Уроки с
образовательно-обучающей направленностью используются по преимуществу для
обучения практическому материалу, который содержится в разделе «Физическое
совершенствование» (гимнастика с основами акробатики, легкая атлетика и др.).
На этих же уроках учащиеся осваивают и учебные знания, но только те, которые
касаются предмета обучения (например, названия упражнений, описание техники их
выполнения и т. п.).
Данный вид
уроков проводится по типу комплексных уроков с решением нескольких педагогических
задач. Отличительные особенности планирования этих уроков:
— планирование
задач обучения осуществляется в логике поэтапного формирования двигательного
навыка: начальное обучение, углубленное разучивание и закрепление,
совершенствование;
— планирование освоения
физических упражнений согласовывается с задачами обучения, а динамика нагрузки
— с закономерностями постепенного нарастания утомления, возникающего в процессе
их выполнения;
— планирование развития
физических качеств осуществляется после решения задач обучения в определенной
последовательности: 1) гибкость, координация движений, быстрота; 2) сила
(скоростно-силовые и собственно силовые способности); 3) выносливость (общая и
специальная).
Курс «Физическая
культура» изучается в 10 классе из расчёта 3 ч в неделю. Третий час на преподавание
учебного предмета «Физическая культура» был введён приказом Минобрнауки от 30
августа 2010 г. № 889. В приказе было указано: «Третий час учебного предмета
«Физическая культура» использовать на увеличение двигательной активности и
развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем
физического воспитания».