Физическая культура 3а класс
АННОТАЦИЯ
К
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
3А
класс
2020-2021
учебный год
Программа
разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
(приказ Министерства образования и науки РФ №373 от 6 октября
Целью программы по физической культуре является формирование у учащихся
начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой
самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности. Реализация
данной цели связана с решением следующих образовательных задач:
- укрепление здоровья школьников
посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей
жизнеобеспечивающих систем организма;
- совершенствованиежизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным
играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;
- формирование общих представлений о физической
культуре, её значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом
развитии и физической подготовленности;
- развитие интереса к самостоятельным
занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и
досуга;
- обучениепростейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными
показателями физического развития и физической подготовленности.
Программа обучения
физической культуре направлена на:
- реализацию принципа
вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с
половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащённостью
учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион),
региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения (городские,
малокомплектные и сельские школы);
- реализацию принципа
достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в
конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности,
особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;
- соблюдение
дидактических принципов «от известного к неизвестному» и «от простого к
сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике
поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и
умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
- расширение
межпредметных связей, ориентирующих планирование учебного материала на
целостное формирование мировоззрения учащихся в области физической культуры,
всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и
процессов;
- усиление
оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования
школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в
физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях
физическими упражнениями.
В
соответствии с Примерной программой по физической культуре в начальной школе на
предметную область «Физическая культура» выделяется 270 ч. (2 часа в неделю).
Третий час на преподавание учебного предмета «Физическая культура» был введен
приказом Минобрнауки от 30 августа 2010 года. №889. В приказе было указано:
«Третий час учебного предмета «Физическая культура» использовать на увеличение
двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение
современных систем физического воспитания».
В рабочей программе количество часов, отведенных на
каждый раздел программы пропорционально
увеличено за счет введения третьего часа. Отличительной особенностью преподавания
физической культуры в начальных классах
является игровой метод.
33 часа, отведенные на изучение раздела «Плавание»
распределены в раздел «Легкая атлетика». В Примерной программе программный
материал разделов «Плавание»» был направлен на развитие физического качества
выносливость. В рабочей программе это компенсируется за счет введения
двигательных действий, направленные на развитие выносливости в программный
материал раздела «Легкая атлетика».
Программный материал усложняется по разделам каждый год
за счет увеличения сложности
элементов на базе ранее пройденных.
Программный материал раздела «Подвижные игры» в 1-2
классах включает в себя подвижные игры
на основе баскетбола, в 3-4 классах программный материал также включает в себя подвижные игры на
основе волейбола и футбола. Из-за отсутствия условий для изучения программного
материала "Плавание", часы отведенные на этот раздел отданы на
усиление раздела "Легкая атлетика" и "Подвижные игры". Программный материал усложняется по разделам
каждый год за счет увеличения сложности
элементов на базе ранее пройденных.
Важной особенностью образовательного процесса в начальной
школе является оценивание учащихся. Оценивание учащихся начинается во втором
классе со второго полугодия или раньше в соответствии с решением педагогического совета школы.
По окончании начальной школы учащийся должен показать
уровень физической подготовленности не ниже результатов, приведенных в разделе
«Демонстрировать», что соответствует обязательному
минимуму содержания образования.
Предмет
«Физическая культура» является основой физического воспитании школьников. В сочетании
с другими формами обучения - физкультурно-оздоровительными мероприятиями в
режиме учебного дня и второй половины дня
(гимнастика до занятий, физкультурные минутки, физические упражнения и
игры на удлиненных переменах и в группах продленного дня, внеурочная
деятельность оздоровительно-тренировочной направленности), внеклассной
работой по физической культуре (группы общефизической
подготовки, спортивные секции), физкультурно-массовыми и спортивными мероприятиями
(дни здоровья и спорта, подвижные игры и соревнования, спортивные праздники,
спартакиады, туристические слеты и походы) – достигается формирование
физической культуры личности. Она включает в себя мотивацию и потребность в
систематических занятиях физической культурой и спортом, овладение основными
видами физкультурно-спортивной деятельности, разностороннюю физическую
подготовленность.
Программа переработана и адаптирована, ориентируясь на
индивидуальные особенности учащихся, и
направлена на реализацию приоритетной задачи образования - формирование
всестороннего гармоничного развития личности при образовательной,
оздоровительной и воспитательной направленности; на реализацию творческих
способностей обучающихся, их физическое совершенствование; на развитие основных
двигательных (физических) качеств — гибкости, ловкости, быстроты движений,
мышечной силы и выносливости; на
формирование у школьников научно обоснованного отношения к окружающему
миру, а так же с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние
здоровья учащихся. К таким факторам относятся:
§ неблагоприятные социальные, экономические и
экологические условия;
§ факторы риска, имеющие место в
образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья
учащихся;
§ формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек и навыков здорового образа жизни;
§ особенности отношения учащихся младшего школьного возраста к своему здоровью.
Задачу формирования целостного
мировоззрения учащихся, всестороннего раскрытия взаимосвязи и
взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов в сфере физической культуры
учитель реализует на основе расширения межпредметных связей из области разных
предметов: литературы, истории, математики, анатомии, физиологии, психологии и
др.
В
соответствии с Федеральным базисным учебным планом и согласно учебному плану предмет «Физическая культура»
изучается в 1 классе по 3 часа в
неделю- 33 учебных недели (99 ч. в
год) и по 3 часа в неделю - 34 учебных недели
со 2-4 класс (102 ч. в год).
Рабочая
программа рассчитана на 405 ч на четыре года обучения (по 3ч в неделю).
Содержание учебного предмета «Физическая
культура» направлено на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан
России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной
деятельности. В процессе освоения курса у учащихся начальной школы укрепляется
здоровье, формируются общие и специфические учебные умения, способы
познавательной и предметной деятельности.
Базовым результатом образования в области физической культуры и спорта в
начальной школе является освоение учащимися основ физкультурной деятельности.
Кроме того предмет «Физическая культура» способствует развитию личностных
качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных
способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в
метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в
разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета
«Физическая культура»
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по физической культуре
являются:
— умения
организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для
достижения её цели;
— умения активно
включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении
общих целей;
— умения доносить
информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия
со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются
следующие умения:
— активно включаться
в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности,
взаимопомощи и сопереживания;
— проявлять
положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных
(нестандартных) ситуациях и условиях;
— проявлять
дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
— оказывать
бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие
интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре
являются следующие умения:
— характеризовать
явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных
знаний и имеющегося опыта;
— находить ошибки при
выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
— общаться и
взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи,
дружбы и толерантности;
— обеспечивать защиту
и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
— организовывать
самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря
и оборудования, организации места занятий;
— планировать
собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее
выполнения;
— анализировать и
объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы
их улучшения;
— видеть красоту
движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях
человека;
— оценивать красоту
телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
— управлять эмоциями
при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность,
рассудительность;
— технически
правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать
их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются
следующие умения:
— планировать занятия
физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием
средств физической культуры;
— излагать факты
истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности
человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
— представлять
физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и
физической подготовки человека;
— измерять
(познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу
тела), развития основных физических качеств;
— оказывать посильную
помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий,
доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
— организовывать и
проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять
их объективное судейство;
— бережно обращаться
с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к
местам проведения;
— организовывать и
проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать
для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
— характеризовать
физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость
во время занятий по развитию физических качеств;
— взаимодействовать
со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
— в доступной форме
объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и
находить ошибки, эффективно их исправлять;
— подавать строевые
команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
— находить
отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными
учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
— выполнять
акробатические и гимнастические комбинации на необходимом техничном уровне,
характеризовать признаки техничного исполнения;
— выполнять
технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и
соревновательной деятельности;
— применять жизненно
важные двигательные