Физическая культура 5-9 класс
АННОТАЦИЯ
К
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
«ФИЗИЧЕСКАЯ
КУЛЬТУРА» 5-9 КЛАСС
2020-2021
учебный год
Данная рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, основана на программе по
предметной линии учебников В.И. Ляха и
обеспечена учебником для общеобразовательных учреждений
«Физическая культура. 5—9 классы» (М.: Просвещение).2014г.
Физическая
культура — обязательный учебный курс в общеобразовательных учреждениях. Предмет
«Физическая культура» в основной школе входит в предметную область «Физическая
культура и основы безопасности жизнедеятельности» и является основой
физического воспитания школьников. В сочетании с другими формами обучения —
физкультурно-оздоровительными мероприятиями в режиме учебного дня и второй
половины дня (гимнастика до занятий, физкультурные минутки, физические упражнения
и игры на удлинённых переменах и в группах продлённого дня), внеклассной
работой по физической культуре (группы общефизической подготовки, спортивные
секции), физкультурно-массовыми и спортивными мероприятиями (дни здоровья и
спорта, подвижные игры и соревнования, спортивные праздники, спартакиады,
туристические слёты и походы) — достигается формирование физической культуры
личности. Она включает в себя мотивацию и потребность в систематических занятиях
физической культурой и спортом, овладение основными' видами физкультурно -
спортивной деятельности, разностороннюю физическую подготовленность.
В
Федеральном законе «О физической культуре и спорте» от 4 декабря
Данная
программа создавалась с учётом того, что система физического воспитания,
объединяющая урочные, внеурочные формы занятий физическими упражнениями и
спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и
развития не только физических, но и духовных способностей ребёнка, его
самоопределения.
Главная
цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование
личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве
общечеловеческой культуры. Физическая культура, как любой другой предмет,
включённый в Базисный учебный план, также ориентирована на достижение этой
цели. В свою, очередь специфической целью школьного физического воспитания
является формирование разносторонне физически развитой личности, способной
активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного
сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и
организации активного отдыха.
Образовательный
процесс учебного предмета «Физическая культура» в основной школе направлен на
решение следующих задач:
• содействие
гармоничному физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки,
развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды,
воспитание ценностных ориентации на здоровый образ жизни и привычки соблюдения
личной гигиены;
•
обучение
основам базовых видов двигательных действий;
•
дальнейшее
развитие координационных (ориентирование в пространстве, перестроение двигательных
действий, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений,
ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования основных параметров
движений) и кондиционных способностей (скоростно-силовых, скоростных,
выносливости, силы и гибкости);
«
формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими
упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных
качеств;
•
выработку
представлений о физической культуре личности и приёмах самоконтроля;
•
углубление
представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре,
соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи
при травмах;
•
воспитание
привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами
спорта в свободное время;
•
выработку
организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана
команды, судьи;
•
формирование
адекватной оценки собственных физических возможностей;
•
воспитание
инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства
ответственности;
•
содействие
развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции.
Принимая во внимание главную цель
развития отечествен ной системы школьного образования и необходимость ре пиния
вышеназванных задач образования учащихся 5—9 классом и области
физической культуры, основными
принципами идеями и подходами при формировании данной программы
были следующие: демократизация и гуманизация педагогического процесса;
педагогика сотрудничества, деятельностный подход; интенсификация и
оптимизация; соблюдение дидактических правил; расширение межпредметных связей.
Принцип
демократизации в
педагогическом процессе выражается в обеспечении всем и каждому ученику
одинакового доступа к основам физической культуры, максимальном раскрытии
способностей детей; построении преподавания на основе использования широких и
гибких методов и средств обучения для развития детей с разным уровнем
двигательных и психических способностей; изменении сути педагогических
отношений, переход от подчинения к сотрудничеству.
Гуманизация
педагогического
процесса заключается в учёте индивидуальных способностей личности каждого
ребёнка и педагога. Она строится в соответствии с наличным опытом и уровнем
достижений школьников, их интересов и склонностей. Учителя обязаны
предоставлять детям разноуровневый по сложности и субъективной трудности
усвоения материал программы.
Осуществление
принципов демократизации и гуманизации в педагогическом процессе возможно на
основе педагогики сотрудничества — идеи совместной развивающей
деятельности детей и взрослых, в процессе которой они связаны взаимопониманием
и проникновением в духовный мир друг друга, совместным желанием анализа хода и
результатов этой деятельности.
Деятелъностный
подход заключается
в ориентировании ученика не только на усвоение готовых знаний и умений, но и на
овладение способами физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, на
развитие познавательных сил и творческого потенциала ребёнка. Это переход от
вербальных методов и форм передачи готовой информации, пассивности учащихся на
занятиях к активному усвоению знаний, умений и навыков, реализуемых в
разнообразных видах физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
Интенсификация
и оптимизация состоит
в повышении целенаправленности обучения и усилении мотивации занятий физической
культурой и спортом; применении активных и творческих методов и форм обучения
(проблемные, исследовательские, сопряжённого развития кондиционных и координационных
способностей, акцентированного и всестороннего развития координационных
способностей, методики программно-алгоритмического типа, групповые и индивидуальные
формы обучения, круговая тренировка и др.); развитии навыков учебного труда;
широком использовании компьютеров и других новых технических средств.
В
основу планирования учебного материала в логике поэтапного его освоения было
положено соблюдение дидактических правил от известного к неизвестному и
от простого к сложному.
Задачу
формирования целостного мировоззрения учащихся,
всестороннего раскрытия взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых
явлений и процессов в сфере физической культуры учитель реализует на основе расширения
межпредметных связей из области разных предметов: литературы, истории,
математики, анатомии, гигиены, физиологии, психологии и др.
Уроки
физической культуры —
это основная форма организации учебной деятельности учащихся в процессе
освоения ими содержания предмета.
На
уроках физической культуры в 5—9 классах решаются основные задачи, стоящие
перед школьной системой физического воспитания. Вместе с тем особенностью
урочных занятий в этих классах является углублённое обучение базовым
двигательным действиям, включая технику основных видов спорта (лёгкая атлетика,
гимнастика, спортивные игры, элементы единоборств, лыжная подготовка,
плавание). Углубляются знания о личной гигиене, о влиянии занятий физическими
упражнениями на основные системы организма (дыхание, кровообращение, ЦНС, обмен
веществ), на развитие волевых и нравственных качеств. На уроках физической
культуры учащиеся 5—9 классов получают представления о физической культуре
личности, её взаимосвязи с основами здорового образа жизни, овладевают
знаниями о методике самостоятельной тренировки. Во время изучения конкретных
разделов программы пополняются представления об основных видах спорта,
соревнованиях, снарядах и инвентаре, правилах техники безопасности и оказания
первой помощи при травмах.
Одна
из главнейших задач уроков — обеспечение дальнейшего всестороннего развития
координационных способностей (ориентирование в пространстве, быстрота
перестроения двигательных действий, быстрота и точность двигательных реакций,
согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и
дифференцирования силовых, временных и пространственных параметров движений) и
кондиционных способностей (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы,
гибкости), а также сочетание этих способностей.
Большое
значение в подростковом возрасте придаётся решению воспитательных задач: выработке
привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и избранными
видами спорта в свободное время, воспитанию ценностных ориентации на здоровый
образ жизни. На уроках физической культуры учитель должен обеспечить овладение
учащимися
организаторскими
навыками проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды,
судьи; содействовать формированию у подростков адекватной оценки их физических
возможностей и мотивов к самосовершенствованию.
Уроки
физической культуры в этих классах содержат богатый материал для воспитания
волевых качеств (инициативность, самостоятельность, смелость,
дисциплинированность, чувство ответственности), а также нравственных и духовных
сторон личности, таких, как честность, милосердие, взаимопомощь, отзывчивость и
др. Одновременно с этим учебный материал программы позволяет учителю содействовать
развитию у учащихся психических процессов: восприятий, представлений, памяти,
мышления.
В
основной школе рекомендуются три типа уроков физической культуры: с
образовательно-познавательной направленностью; с образовательно-обучающей
направленностью и с образовательно-тренировочной направленностью. Эти уроки по
своим задачам и направленности учебного материала могут планироваться как
комплексные уроки (когда на уроке решается несколько педагогических задач) и
как целевые (с преимущественным решением одной педагогической задачи).
На
уроках с образовательно-познавательной направленностью учащиеся приобретают
необходимые знания, знакомятся со способами и правилами организации
самостоятельных занятий, обучаются умениям их планирования, проведения и
контроля. На этих уроках учащиеся активно используют учебники по физической культуре,
различные дидактические материалы и методические разработки учителя.
Уроки
с образовательно-обучающей направленностью используются преимущественно для обучения
умениям и навыкам материала базовых видов спорта. На этих же уроках осваиваются
также знания, которые относятся к предмету обучения (например, терминология
избранной спортивной игры, техника выполнения соответствующих приёмов, тактика
игры и т. п.).
Уроки
с образовательно-тренировочной направленностью проводятся по типу
целенаправленной физической подготовки. Иначе говоря, здесь решаются задачи
направленного развития (тренировки) кондиционных и координационных
способностей. На них следует соблюдать соотношение объёмов тренировочной
нагрузки при развитии разных физических способностей и одной физической способности,
когда применяются упражнения более общей и специальной направленности.
Показатели объёма, интенсивности и координационной сложности используемых
упражнений должны постепенно повышаться в соответствующем цикле тренировочных
уроков. На уроках с образовательно-тренировочной направленностью школьникам
необходимо сообщать также сведения о физической подготовке, физических
способностях, показателях их развития у подростков от 11 до 15 лет, физической
нагрузке и её влиянии на развитие разных систем организма. Кроме этого, на этих
уроках учащиеся должны получать сведения о способах контроля величины и
функциональной направленности физической нагрузки, о способах ее регулирования
в процессе выполнения разных физических упражнений.
В
соответствии с задачами уроков физической культуры, особенностями контингента
учащихся, условиями проведения занятий определяются содержание учебного
материала, методы и средства обучения и воспитания, способы организации
занятий.
Высокая
активность и сознательная работа учащихся на уроке достигается чёткой
постановкой общей цели физического воспитания в школе, педагогических задач по
освоению конкретного раздела или темы программы, а также в результате обучения
детей двигательным действиям (навыкам), освоения теоретических и методических
знаний в области физической культуры, приобретения умений осуществлять
физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность и достижения соответствующего
уровня двигательных способностей. Усилению мотивации занятий на уроках способствует
привлечение подростков к судейству, руководству командой или отделением, помощи
в обучении, подготовке и организации занятий, демонстрации упражнений. Интерес
к уроку физической культуры обеспечивается применением различных технических
средств обучения, соответствующих возрасту тренажёров, нестандартного
оборудования, творческих заданий и самостоятельных занятий.
Обучение
сложной технике основных видов спорта основывается на приобретённых в начальной
школе простейших двигательных умениях и навыках. Высокое качество этого
процесса обеспечивается умелым применением подводящих и подготовительных
упражнений, расчленённого и целостного методов обучения, интенсивных методов
обучения (проблемное и программированное обучение, метод сопряжённого обучения
и развития двигательных качеств, круговая тренировка и др.).
В
среднем школьном возрасте (с 10—11 лет) техническое и технико-тактическое
обучение и совершенствование наиболее тесно переплетаются с развитием
координационных способностей. В соответствии с дидактическими принципами
(последовательность, систематичность и индивидуализация) учитель физической
культуры должен приучать учащихся к тому, чтобы они выполняли задания на технику
или тактику прежде всего правильно (т. е. адекватно и точно). Затем необходимо
постепенно увеличивать требования к быстроте и рациональности выполнения
изучаемых двигательных действий и, наконец, к находчивости при выполнении
упражнений в изменяющихся условиях. В этой связи педагог должен умело
переходить от стандартно-повторного к вариативному упражнению, игровому и
соревновательному методам.
В
свою очередь, в данный период жизни детей развитие координационных способностей
необходимо органично увязать с воспитанием скоростных, скоростно-силовых
способностей, а также выносливости и гибкости. Для этого на уроках учителя
физической культуры должны постоянно применять общераз-виваюшие и специально
развивающие координационные уп ражнения и чередовать их с упражнениями,
воздействующими на указанные кондиционные способности.
В
5—9 классах увеличиваются индивидуальные различия школьников, что необходимо
учитывать при обучении движениям, развитии двигательных способностей,
осуществлении процесса-воспитания. В этой связи для группы школьников или
отдельных учащихся следует дифференцировать задачи, содержание, темп освоения
программного материала, оценку их достижений. Дифференцированный и
индивидуальный подход особенно важен для учащихся, имеющих низкие и высокие
результаты в области физической культуры.
При
выборе содержания и методов проведения урока необходимо в большей мере, чем в
младшем школьном возрасте, учитывать половые особенности занимающихся. При
соответствующих условиях целесообразно объединять параллельные классы для
раздельного обучения мальчиков и девочек.
В
подростковом возрасте усиливается значимость обучения учащихся знаниям по
физической культуре, формы передачи которых на уроке зависят от содержания
самих занятий, этапа обучения, условий проведения занятий и других факторов.
Наиболее целесообразно сообщение знаний увязывать с освоением и
совершенствованием конкретных двигательных действий, развитием двигательных способностей,
формированием умений самостоятельно тренироваться и осуществлять
физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность. Однако знания
становятся руководством к действию лишь при двух условиях: во-первых, при
объективном отражении закономерностей изучаемых двигательных действий и,
во-вторых, если они органично включены в разнообразную деятельность учащихся.
Знания надо сообщать таким образом, чтобы этот процесс не влиял на двигательную
активность учащихся. Одним из возможных методических требований к сообщению
знаний является реализация в практике межпредметных связей с другими
общеобразовательными предметами (физикой, биологией, химией, математикой, историей
и др.). При передаче знаний в подростковом возрасте очень важно опираться на
методы активной учебно-познавательной деятельности (проблемное и программированное
обучение, элементы исследования, самостоятельная работа, задания по
самоконтролю, взаимоанализ действий партнера и др.). Усвоение знаний учениками
надо контролировать на основе наблюдения, устного и письменного опроса,
специальных заданий по применению знаний на практике.
Воспитательные
и оздоровительные задачи решаются на каждом уроке. При воспитании нравственных
и волевых качеств очень важно учитывать возрастные особенности личности
подростка: его стремление к самоутверждению, самостоятельность мышления,
интерес к собственному «Я», своим физическим и психическим возможностям.
Чтобы
содействовать укреплению здоровья, уроки по физической культуре необходимо проводить
преимущественно на открытом воздухе; при этом костюм учащегося должен
соответствовать погодным условиям и гигиеническим требованиям. При наличии
определённых условий целесообразно приучать школьников заниматься босиком.
Непосредственное решение оздоровительных задач на уроке важно связать с
воспитанием ценностных ориентации на здоровый образ жизни, на соблюдение правил
личной гигиены вне стен школы.
Рассмотрим
далее особенности организации и методики уроков разных типов.
Подготовительная
часть уроков с образовательно-познавательной направленностью, длительностью до
5—6 мин, включает в себя как ранее разученные тематические комплексы упражнений
для развития координационных способностей, гибкости и формирования правильной
осанки, так и упражнения общеразвивающего характера. Учебная деятельность в
этой части урока может быть организована фронтальным, групповым и
индивидуальным способом. Основная часть может состоять из двух компонентов:
образовательного и двигательного. Образовательный компонент может длиться от 3
до 15 мин. Дети постигают учебные знания и знакомятся со способами
осуществления физкультурно-оздоровительной деятельности. Между образовательным
и двигательным компонентами основной части урока следует проводить обязательную
разминку (5—7 мин), которая должна соотноситься с основными задачами, решаемыми
во время двигательного компонента. Во время основной части двигательного
компонента подростки обучаются двигательным действиям, и здесь же решаются
задачи развития физических способностей. В случае если урок проводится по типу
целевого урока, то всё учебное время основной части отводится на решение
соответствующей педагогической задачи.
Уроки
образовательно-обучающей направленности планируются и проводятся наиболее традиционно,
в соответствии с логикой поэтапного формирования двигательного навыка (от
начального обучения, углублённого разучивания и закрепления до этапа
совершенствования). Динамика нагрузки на этих уроках задаётся в соответствии с
закономерностями постепенного нарастания утомления, а планирование задач
развития физических способностей осуществляется после решения задач обучения.
Отличительными
особенностями целевых уроков с образовательно-тренировочной направленностью
являются: обеспечение постепенного нарастания величины физической нагрузки в
течение всей основной части урока; относительная продолжительность
заключительной части урока (7—9 мин); использование двух режимов нагрузки —
развивающею (пульс до 160 уд./мин) и тренирующего (пульс свыше 160 уд./мин);
индивидуальный подбор учебных заданий, которые выполняются учащимися самостоятельно
на основе частоты сердечных сокращений и индивидуального самочувствия.
Подчеркнём,
что каждый из рассмотренных типов уроков физической культуры должен нести в
себе образовательную направленность и по возможности включать школьников в
различные формы самостоятельной деятельности (самостоятельное выполнение
физических упражнений и учебных заданий учителя). Приобретаемые учащимися
знания и умения должны впоследствии включаться в систему домашних занятий,
успешно справиться с которыми должен помочь им учебник физической культуры.
Оценка
успеваемости по физической культуре в 5— 9 классах производится на
общих основаниях и включает в себя качественные и количественные показатели:
уровень соответствующих знаний, степень владения двигательными умениями и
навыками, умение осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную
деятельность, выполнение учебных нормативов. Учитывая психологические
особенности подростков, следует глубже аргументировать выставление той или иной
оценки, шире привлекать учащихся к оценке своих достижений и достижений
товарищей. Оценка должна стимулировать активность подростка, интерес к занятиям
физической культурой, желание улучшить собственные результаты. В этой связи при
оценке успеваемости учитель должен в большей мере ориентироваться на темпы
продвижения ученика в развитии его двигательных способностей, поощрять его
стремление к самосовершенствованию, к углублению знаний в области физической
культуры и ведению здорового образа жизни.
Учитель
должен обеспечить каждому ученику одинаковый доступ к основам физической культуры,
опираться на широкие и гибкие методы и средства обучения для развития учащихся
с разным уровнем двигательных и психических способностей. На занятиях по
физической культуре следует учитывать интересы и склонности детей.
Предметом
обучения физической культуре в основной школе является двигательная активность
человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью
укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются
определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и
самостоятельность.
Важнейшим
требованием проведения современного урока по физической культуре является
обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учётом
состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности,
особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических
норм.
Понятийная
база и содержание курса основаны на положениях нормативно-правовых актов Российской
Федерации, в том числе:
•
требований
к результатам освоения образовательной программы основного общего образования,
представленной в Федеральном государственном стандарте основного общего
образования;
•
Концепции
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина;
•
Закона
«Об образовании»;
•
Федерального
закона «О физической культуре и спорте»;
•
Стратегии
национальной безопасности Российской Федерации до
•
примерной
программы основного общего образования;
•
приказа
Минобрнауки от 30 августа
В соответствии с
Федеральным базисным учебным планом и согласно
учебному плану предмет «Физическая культура» изучается по 3 часа в
неделю- 34 учебных недели с 5-9 класс
(102 ч. в год).
Рабочая
программа рассчитана на 510 ч на пять лет обучения (по 3 ч в неделю)
РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯУЧЕБНОГО КУРСА
В
соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной
программы основного общего образования Федерального государственного
образовательного стандарта данная рабочая программа для 5—9 классов направлена
на достижение учащимися личностных, метапредметных и
предметных результатов по физической культуре.
Личностные результаты
•
воспитание
российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству,
чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа
России;
•
знание
истории физической культуры своего народа, своего края как части наследия
народов России и человечества;
•
усвоение
гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества;
•
воспитание
чувства ответственности и долга перед Родиной;
•
формирование
ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных
предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
«
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
■
формирование
осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку,
его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и
народов мира;
• готовности
и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
°
освоение
социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,
включая взрослые и социальные сообщества;
•
участие
в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций
с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
•
развитие
морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
•
формирование
коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,
старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
•
формирование
ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального
и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих
жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
•
осознание
значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Личностные
результаты отражаются в готовности обучающихся к саморазвитию индивидуальных
свойств личности, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета
«Физическая культура». Они включают в себя основы гражданской идентичности,
сформированную мотивацию к обучению и познанию в сфере физической культуры,
умения использовать ценности физической культуры для удовлетворения
индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых
результатов в физическом совершенстве.
Личностные
результаты освоения программного материала проявляются в следующих областях
культуры.
В области познавательной культуры:
• владение знаниями об индивидуальных
особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии
их возрастно-половым нормативам;
•
владение
знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях
организма, способах профилактики заболеваний, травматизма и оказания
доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями;
•
владение
знаниями по организации и проведению занятий физическими упражнениями оздоровительной
и тренировочной направленности, составлению содержания индивидуальных занятий
в соответствии с задачами улучшения физического развития и физической
подготовленности.
В области нравственной культуры:
• способность
управлять своими эмоциями, владеть культурой общения и взаимодействия в
процессе занятий физическими упражнениями, во время игр и соревнований;
·
способность
принимать активное участие в организации и проведении совместных физкультурно-оздоровительных
и спортивных мероприятий;
• владение
умением предупреждать конфликтные ситуации и находить выходы из спорных
ситуаций в процессе игровой и соревновательной деятельности на основе
уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
В области трудовой культуры:
• умение
планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание умственных, физических
нагрузок и отдыха;
умение
проводить туристские пешие походы, готовить снаряжение, организовывать и
благоустраивать места стоянок, соблюдать правила безопасности;
• умение
содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду,
осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
В области эстетической культуры:
• умение
длительно сохранять правильную осанку во время статичных поз и в процессе
разнообразных видов двигательной деятельности;
·
формирование
потребности иметь хорошее телосложение в соответствии с принятыми нормами и
представлениями;
·
формирование
культуры движений, умения передвигаться легко, красиво, непринуждённо.
В области коммуникативной культуры:
• владение
умением осуществлять поиск информации по вопросам современных оздоровительных
систем (в справочных источниках, учебнике, в сети Интернет и др.), а также
обобщать, анализировать и применять полученные знания в самостоятельных занятиях
физическими упражнениями и спортом;
• владение
умением формулировать цель и задачи индивидуальных и совместных с другими
детьми и подростками занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной
деятельностью, излагать их содержание;
• владение
умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные
способы взаимодействия с партнёрами во время учебной, игровой и
соревновательной деятельности.
В области физической культуры:
• владение умениями:
— в циклических и
ациклических локомоциях: с максимальной скоростью пробегать
— в метаниях на
дальность и на меткость: метать малый мяч и мяч
— в гимнастических
и акробатических упражнениях: выполнять комбинацию из четырёх элементов на
перекладине (мальчики) и на разновысоких брусьях (девочки); опорные прыжки
через козла в длину (мальчики) и в ширину (девочки); комбинацию движений с
одним из предметов (мяч, палка, скакалка, обруч), состоящих из шести элементов,
или комбинацию, состоящую из шести гимнастических элементов; выполнять
акробатическую комбинацию из четырёх элементов, включающую кувырки вперёд и
назад, стойку на голове и руках, длинный кувырок (мальчики), кувырок вперёд и
назад в полушпагат, «мост» и поворот в упор стоя на одном колене (девочки);
— в единоборствах:
осуществлять подводящие упражнения по овладению приёмами техники и борьбы в
партере и в стойке (юноши);
-
в спортивных играх: играть в одну из спортивных игр (по упрощённым правилам);
«
демонстрировать результаты не ниже, чем средний уровень основных физических
способностей;
•
владеть
способами физкультурно-оздоровительной деятельности: самостоятельно выполнять
упражнения на развитие быстроты, координации, выносливости, силы, гибкости;
соблюдать правила самоконтроля и безопасности во время выполнения упражнений;
•
владеть
способами спортивной деятельности: участвовать в соревновании по легкоатлетическому
четырёхборью: бег
•
владеть
правилами поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать нормы поведения в коллективе, правила безопасности, гигиену
занятий и личную гигиену; помогать друг другу и учителю; поддерживать
товарищей, имеющих недостаточную физическую подготовленность; проявлять
активность, самостоятельность, выдержку и самообладание.
•
Метапредметные результаты
•
умение
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
•
умение
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
•
умение соотносить свои действия с
планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе
достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных
условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
• умение
оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её
решения;
•
владение
основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной деятельности;
•
умение
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками;
•
умение
работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты
на основе согласования позиций и учёта интересов;
• умение
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
«
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и
регуляции своей деятельности.
Метапредметные
результаты проявляются в различных областях культуры.
В области познавательной культуры:
•
овладение
сведениями о роли и значении физической культуры в формировании целостной
личности человека, в развитии его сознания и мышления, физических, психических
и нравственных качеств;
•
понимание
здоровья как одного из важнейших условий развития и самореализации человека, расширяющего
возможности выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего длительную
творческую активность;
•
понимание
физической культуры как средства организации и активного ведения здорового образа
жизни, профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося от норм)
поведения.
•
бережное
отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности
и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в
состоянии здоровья;
•
проявление
уважительного отношения к окружающим, товарищам по команде и соперникам,
проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении
общих целей при совместной деятельности;
•
ответственное
отношение к порученному делу, проявление дисциплинированности и готовности
отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной
деятельности.
В области трудовой культуры:
•
добросовестное
выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и
умений, повышающих результативность выполнения заданий;
•
приобретение
умений планировать, контролировать и оценивать учебную деятельность, организовывать
места занятий и обеспечивать их безопасность;
•
закрепление
умения поддержания оптимального уровня работоспособности в процессе учебной
деятельности посредством активного использования занятий физическими
упражнениями, гигиенических факторов и естественных сил природы для
профилактики психического и физического утомления.
В области эстетической культуры:
• знание факторов,
потенциально опасных для здоровья (вредные привычки, ранние половые связи,
допинг), и их опасных последствий;
•
понимание культуры движений человека,
постижение значения овладения жизненно важными двигательными умениями и
навыками, исходя из целесообразности и эстетической привлекательности;
• восприятие
спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия,
проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения и
взаимодействия.
В области коммуникативной культуры:
•
владение
культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление
к собеседнику внимания, интереса и уважения;
•
владение
умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности,
находить компромиссы при принятии общих решений;
•
владение
умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную
точку зрения, доводить её до собеседника.
В области физической культуры:
• владение способами организации и
проведения разнообразных форм занятий физическими упражнениями, их планирования
и наполнения содержанием;
•
владение
умениями выполнения двигательных действий и физических упражнений базовых видов
спорта и оздоровительной физической культуры, активно их использовать в
самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и
физкультурно-оздоровительной деятельности;
•
владение
способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития
и физической подготовленности, величиной физических нагрузок, использования
этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий.
Предметные результаты
Восновной школе в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом основного общего образования результаты
изучения курса «Физическая культура» должны отражать:
•
понимание
роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном
включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального
здоровья;
•
овладение
системой знаний о физическом совершенствовании человека, освоение умений отбирать
физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных
систематических занятий с различной функциональной направленностью
(оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с
учётом индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать
содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели;
•
приобретение
опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой
с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение
умения оказывать первую помощь при лёгких травмах; обогащение опыта совместной
деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, форм
активного отдыха и досуга;
•
расширение
опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности;
формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных
физических качеств: оценивать текущее состояние организма и определять
тренирующее воздействие на него занятий физической культурой посредством
использования стандартных физических нагрузок и функциональных проб, определять
индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность её
воздействия на организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями
с разной целевой ориентацией;
• формирование
умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих
упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья
и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий, приёмами
и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в
разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности; расширение
двигательного опыта за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных
физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем
организма.
Предметные результаты, так же как
личностные и метапредметные, проявляются в разных областях культуры. В
области познавательной культуры:
•
знания
по истории развития спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии
на укрепление мира и дружбы между народами;
•
знания
основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и
форм организации;
•
знания
о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой
вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового
образа жизни.
В области нравственной культуры:
»
способность проявлять инициативу и самостоятельность при организации совместных
занятий физическими упражнениями, доброжелательное и уважительное отношение к
участникам с разным уровнем их умений, физических способностей, состояния
здоровья;
•
умение
взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками, оказывать им помощь при освоении
новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику
их выполнения;
•
способность
проявлять дисциплинированность и уважение к товарищам по команде и соперникам
во время игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и
соревнований.
В области трудовой культуры:
• способность
преодолевать трудности, добросовестно выполнять учебные задания по технической
и физической подготовке;
•
умение
организовывать самостоятельные занятия физическими упражнениями разной функциональной
направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и
оборудования, спортивной одежды;
•
умение
организовывать и проводить самостоятельные занятия по базовым видам школьной
программы, подбирать физические упражнения в зависимости от индивидуальной
ориентации на будущую профессиональную деятельность.
В области эстетической культуры:
•
умение
организовывать самостоятельные занятия с использованием физических упражнений
по формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы
физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от
индивидуальных особенностей физического развития;
•
умение
организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений при
выполнении упражнений разной направленности (на развитие координационных
способностей, силовых, скоростных, выносливости, гибкости) в зависимости от
индивидуальных особенностей физической подготовленности;
•
способность вести наблюдения за динамикой
показателей физического развития, осанки, показателями основных физических
способностей, объективно их оценивать и соотносить с общепринятыми нормами и
нормативами.
В области коммуникативной культуры:
• способность
интересно и доступно излагать знания о физической культуре, умело применяя
соответствующие понятия и термины;
•
умение определять задачи занятий физическими
упражнениями, включёнными в содержание школьной программы, аргументировать, как
их следует организовывать и проводить;
о
способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта,
проводить занятия в качестве командира отделения, капитана команды, владея
необходимыми информационными жестами.
В области физической культуры:
• способность
отбирать физические упражнения, естественные силы природы, гигиенические
факторы в соответствии с их функциональной направленностью, составлять из них
индивидуальные комплексы для осуществления оздоровительной гимнастики,
использования закаливающих процедур, профилактики нарушений осанки, улучшения
физической подготовленности;
•
способность
составлять планы занятий с использованием физических упражнений разной педагогической
направленности, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от
задач занятия и индивидуальных особенностей организма;
•
умение
проводить самостоятельные занятия по освоению и закреплению осваиваемых на
уроке новых двигательных действий и развитию основных физических (кондиционных
и координационных) способностей, контролировать и анализировать эффективность
этих занятий, ведя дневник самонаблюдения.