Физика 11 класс базовый уровень
АННОТАЦИЯ
К
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
«ФИЗИКА»
10-11 КЛАСС
(базовый
уровень)
2020-2021
учебный год
Рабочая
программа по физике составлена на основе федерального компонента
государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной
программы основного общего образования по физике и авторской программы С.А.
Тихомировой с расчетом в неделю 2 ч в 10 классе и 2 ч в 11 классе в
соответствии с выбранными учебниками:
С. А.
Тихомирова, Б. М. Яворский Физика 10 класс
С. А.
Тихомирова, Б. М. Яворский Физика 11 класс
Рабочая
программа дает распределение учебных часов по разделам курса и
последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса,
возрастных особенностей учащихся; определяет минимальный набор опытов,
демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ,
выполняемых учащимися.
Структура документа
Рабочая
программа включает 6 разделов:
ü
пояснительную
записку;
ü
федеральный
компонент государственного стандарта;
ü
основное
содержание с распределением учебных часов по разделам курса и практических
работ;
ü
требования
к уровню подготовки выпускников;
ü
критерии
и нормы оценок;
ü
календарно
– тематическое планирование;
Общая характеристика учебного предмета
Физика как наука
о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в
школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она
раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества,
способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения
задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных
способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения
физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний,
а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем,
требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить
при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального
раздела «Физика и методы научного познания»
Гуманитарное
значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она
вооружает школьника научным методом
познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание
физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической
географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в
примерной программе среднего (полного) общего образования структурируется на
основе физических теорий: механика, молекулярная физика, электродинамика,
электромагнитные колебания и волны, квантовая физика.
Особенностью
предмета физика в учебном плане образовательной школы является и тот факт, что
овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало
необходимым практически каждому человеку в современной жизни.
Цели изучения физики:
·
освоение знаний о фундаментальных
физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины
мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее
влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
·
овладение умениями проводить
наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить
модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных
физических явлений и свойств веществ; практического использования физических
знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
·
развитие познавательных
интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения
знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и
современных информационных технологий;
·
воспитание убежденности в
возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо
развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе
совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при
обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к
морально-этической оценке использования научных достижений, чувства
ответственности за защиту окружающей среды;
·
использование приобретенных знаний и умений для решения
практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной
жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая
программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков,
универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для
школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:
Познавательная
деятельность:
·
использование
для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение,
измерение, эксперимент, моделирование;
·
формирование
умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы,
теории;
·
овладение
адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
·
приобретение
опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной
проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная
деятельность:
·
владение
монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения
собеседника и признавать право на иное мнение;
·
использование
для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников
информации.
Рефлексивная
деятельность:
·
владение
навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные
результаты своих действий:
·
организация
учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального
соотношения цели и средств.
Результаты обучения
Обязательные
результаты изучения курса «Физика» приведены в разделе «Требования к уровню
подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования
направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов;
освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение
знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими
ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и
собственного здоровья.
Рубрика
«Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается
и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых
физических понятий, физических величин и законов.
Рубрика «Уметь»
включает требования, основанных на более сложных видах деятельности, в том
числе творческой: описывать и объяснять физические явления и свойства тел,
отличать гипотезы от научных теорий, делать выводы на основании
экспериментальных данных, приводить примеры практического использования
полученных знаний, воспринимать и самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся
в СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
В рубрике
«Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и
нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.