Физика 10 класс базовый уровень
АННОТАЦИЯ
К
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
«ФИЗИКА»
10-11 КЛАСС
(базовый
уровень)
2020-2021
учебный год
Примерная программа
учебного предмета «Физике» (базовый уровень) на уровне среднего общего
образования составлена в соответствии с требованиями ФГОС СОО; требованиями к
результатам освоения основной образовательной программы. В ней соблюдается
преемственность с ФГОС ООО и учитываются межпредметные связи.
Физика как наука о наиболее общих законах
природы вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире,
способствует формированию научного мировоззрения. Гуманитарное значение физики
как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает
школьника научным методом познания, позволяющим получить объективные знания об
окружающем мире. Школьный курс физики – системообразующий для естественных
учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов
химии, биологии, географии, астрономии. Он является неотъемлемой частью естественно-научного
образования.
Изучение физики является необходимым не только
для овладения основами одной из естественных наук, являющейся компонентой
современной культуры. Без знания физики в ее историческом развитии человек не
поймет историю формирования других составляющих современной культуры. Изучение
физики необходимо человеку для формирования миропонимания, для развития
научного способа мышления.
Для решения задач формирования основ научного
мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных
интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует
уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного
познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся
самостоятельной деятельности по их разрешению.
Целями изучения физики в средней (полной) школе
являются:
- формирование у обучающихся умения видеть
и понимать ценность образования, значимость физического знания для каждого
человека, независимо от его профессиональной деятельности; умений различать
факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями
оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и
обосновывать собственную позицию;
- формирование у обучающихся целостного
представления о мире и роли физики в создании современной естественно-научной
картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности –
природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого
физические знания;
- приобретение обучающимися опыта разнообразной
деятельности, опыта познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых
компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов
деятельности, - навыков решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и
обработки информации, коммуникативных навыков, навыков сотрудничества,
эффективного и безопасного использования различных технических устройств;
- овладение системой научных знаний о физических
свойствах окружающего мира, об основных физических законах и о способах их
использования в практической жизни.
Приоритетные направления в изучении школьного
курса физики:
1.
Совершенствование
структуры и содержания школьного курса физики в условиях модернизации
образования;
2.
Реализация
образовательных стандартов в обучении физике в основной и средней (полной)
школе, подготовка к переходу на стандарты второго поколения;
3.
Использование вариативных
учебных программ, УМК, ИУМК при сохранении требований к содержанию при
различных научно-методических подходах;
4.
Дифференциация,
позволяющая на всём протяжении обучения получать школьникам подготовку по
физике разного уровня в соответствии с их индивидуальными особенностями и
предусматривающими возможности выбора типа образования на старшей ступени
общего образования в соответствии с Положениями Концепции профильного обучения;
5.
Формирование ключевых
компетентностей учащихся при обучении физике;
6.
Использование
возможностей демонстрационного и лабораторного эксперимента;
7.
Подготовка к
государственной (итоговой) аттестации в 11 классе.
8.
Работа с одарёнными
детьми;
9.
Использование
современных образовательных технологий;
Программа составлена на основе Федерального
компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и
Примерной программы по физике. Федеральный базисный учебный план для
образовательных учреждений РФ отводит 136 ч для обязательного изучения физики
на базовом уровне в 10-м и 11-м классах (по 68 ч в каждом из расчёта 2 ч в
неделю).
Ценностные ориентиры содержания предмета
Основу познавательных ценностей составляют
научные знания, научные методы познания, а ценностные ориентиры, формируемые у
учащихся в процессе изучения физики, проявляются:
- в признании ценности научного знания, его
практической значимости, достоверности;
- в ценности физических методов исследования
живой и неживой природы;
- в понимании сложности и противоречивости
самого процесса познания как извечного стремления к истине.
В качестве объектов ценностей труда и
быта выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ
жизни, а ценностные ориентиры содержания курса физики могут рассматриваться как
формирование:
- уважительного отношения к созидательной,
творческой деятельности;
- понимания необходимости эффективного и
безопасного использования различных технических устройств;
- потребности в безусловном выполнении правил
безопасного использования веществ в повседневной жизни;
- сознательного выбора будущей профессии.
Курс физики обладает возможностями для
формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют
процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентиры направлены на
воспитание у учащихся:
- правильного использования физической терминологии
и символики;
- потребности вести диалог, выслушивать мнение
оппонента, участвовать в дискуссии;
- способности открыто выражать и аргументировано
отстаивать свою точку зрения.