Физика 7 класс
АННОТАЦИЯ
К
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
2020-2021
учебный год
Рабочая
программа разработана на основе Примерной рабочей программы по физике, в
соответствии с требованиями к результатам основного общего образования,
представленными в федеральном государственном образовательном стандарте, и
ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
1. Марон,
А. Е. Физика. 7 кл. : дидактические материалы / А. Е. Марон, Е. А. Марон. –
М. : Дрофа, 2015.
2. Марон,
А. Е. Физика. Сборник вопросов и задач. 7–9 классы / А. Е. Марон, Е. А.
Марон, С. В. Позойский. – М. : Дрофа, 2014.
3. Перышкин,
А. В. Физика. 7 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / А. В. Перышкин.
– М. : Дрофа, 2015.
4. Ханнанов,
Н. К. Физика. 7 кл. : тесты / Н. К. Ханнанов, Т. А. Ханнанова. – М. :
Дрофа, 2013.
5. Ханнанова,
Т. А. Физика. 7 кл. : рабочая тетрадь к учебнику А. В. Перышкина / Т. А.
Ханнанова, Н. К. Ханнанов. – М. : Дрофа, 2015.
Школьный
курс физики системообразующий для естественно-научных учебных предметов, поскольку
физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и
астрономии.
Физика наука, изучающая наиболее общие
закономерности явлений природы, свойства и строение материи, законы ее
движения. Основные понятия физики и ее законы используются во всех естественных
науках.
Физика изучает количественные закономерности
природных явлений и относится к точным наукам. Вместе с тем гуманитарный
потенциал физики в формировании общей картины мира и влиянии на качество жизни
человечества очень высок.
Физика экспериментальная наука, изучающая
природные явления опытным путем. Построением теоретических моделей физика дает
объ-яснение наблюдаемых явлений, формулирует физические законы, предсказывает
новые явления, создает основу для применения открытых законов природы в человеческой
практике. Физические законы лежат в основе химических, биологических,
астрономических явлений. В силу отмеченных особенностей физики ее можно считать
основой всех естественных наук.
В современном мире роль физики непрерывно
возрастает, так как она является основой научно-технического прогресса.
Использование знаний по физике необходимо каждому для решения практических
задач в повседневной жизни. Устройство и принцип действия большинства
применяемых в быту и технике приборов и механизмов вполне могут стать хорошей
иллюстрацией к изучаемым вопросам.
Цели
изучения физики в основной школе следующие:
развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта
познавательной и творческой деятельности;
понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи
между ними;
формирование у учащихся представлений о физической картине мира.
Достижение
этих целей обеспечивается решением следующих задач:
знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования
объектов и явлений природы;
приобретение
учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях,
физических величинах, характеризующих эти явления;
формирование у учащихся умений наблюдать
природные явления и выполнять
опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием
измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление,
эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод,
результат экспериментальной проверки;
понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации,
ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных
потребностей человека.
Базисный
учебный (образовательный) план на изучение физики в основной школе отводит: 2
учебных часа в неделю в течение года.
Результаты
освоения содержания курса
В
примерной программе по физике для 79 классов основной школы, составленной на
основе федерального государственного образовательного стандарта, определены
требования к результатам освоения образовательной программы основного общего
образования.
Личностными
результатами
обучения физике в основной школе являются:
1) сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и
творческих способностей учащихся;
2) убежденность
в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений
науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; уважение к
творцам науки и техники; отношение к физике как элементу общечеловеческой
культуры;
3) самостоятельность
в приобретении новых знаний и практических умений;
4) готовность
к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
5) мотивация
образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного
подхода;
6) формирование
ценностного отношения друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений,
результатам обучения.
Метапредметными
результатами
обучения физике в основной школе являются:
1) овладение
навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности,
постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей
деятельности; умением предвидеть возможные результаты своих действий;
2) понимание
различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими
моделями и реальными объектами; овладение универсальными учебными действиями на
примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки
выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
3) формирование
умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной,
образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную
информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное
содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и
излагать его;
4) приобретение
опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием
различных источников и новых информационных технологий для решения
познавательных задач;
5) развитие
монологической и диалогической речи, умений выражать свои мысли и способности выслушивать
собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на
иное мнение;
6) освоение
приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами
решения проблем;
7) формирование
умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять
и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Общими
предметными результатами
обучения физике в основной школе являются:
1) знания
о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических
законов, раскрывающих связь изученных явлений;
2) умения
пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить
наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты
измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и
формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять
полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов
измерений;
3) умения
применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи
на применение полученных знаний;
4) умения
и навыки применения полученных знаний для объяснения принципов действия важнейших
технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения
безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей
среды;
5) формирование
убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, объективности
научного знания, высокой ценности науки в развитии материальной и духовной
культуры людей;
6) развитие
теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать
причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и
формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных
фактов и теоретических моделей физические законы;
7) коммуникативные
умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии,
кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие
источники информации.
Частными
предметными результатами
изучения курса физики в 7 классе являются:
1) понимание
и способность объяснять такие физические явления, как свободное падение тел,
атмосферное давление, плавание тел, диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость
жидкостей и твердых тел;
2) умение
измерять расстояние, промежуток времени, скорость, массу, силу, работу силы,
мощность, кинетическую энергию, потенциальную энергию;
3) овладение
экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения
зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы,
силы тяжести от массы тела, силы трения скольжения от площади соприкосновения
тел и силы нормального давления, силы Архимеда от объема вытесненной воды;
4) понимание
смысла основных физических законов и умение применять их на практике (закон всемирного
тяготения, законы Паскаля и Ар-химеда, закон сохранения энергии);
5) понимание
принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый
человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения
безопасности при их использовании;
6) овладение
разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины
в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования
законов физики;
7) способность
использовать полученные знания, умения
и навыки в повседневной жизни (быт,
экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и
др.).