Технология девочки 5-8 классы
АННОТАЦИЯ
К
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
«ТЕХНОЛОГИИ
(девочки)» 5-8 КЛАСС
2020-2021
учебный год
Рабочая
программа учебного предмета «Технология» по направлению «Технологии ведения дома» разработана на основе: - Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования
(приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»
(зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 № 19644, в редакции приказов
Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644));
- примерной
основной образовательной программы основного общего образования, одобренной
решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию
(протокол от 08.04.2015 № 1/15);
Предусматривается
постепенный переход к программе В. М. Казакевич, Г. В. Пичугина, Г. Ю. Семёнова
и др. под редакцией Казакевича 2017 год. Данная программа не делит предмет
«Технология» по направлениям: «Технологии ведения дома», «Индустриальные
технологии», «Сельскохозяйственные технологии», а также предназначена для
изучения как мальчиками, так и девочками.
Авторские программы к линиям учебников, входящих в
федеральный перечень учебно-методических комплексов (далее УМК) Казакевича В. М., Пичугиной Г. В., Семёновой
Г. Ю под редакцией Казакевича В. М., рекомендованных Министерством Просвещения
Российской Федерации (Минпросвещения
России)рекомендуемых к использованию в образовательной деятельности-Приказ
от 28.12.2018 года №345 «О Федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования». Приказ
Минобрнауки России от 19.12.2012 № 1067; приказ Минобрнауки России от
31.03.2014 № 253); Рекомендаций по оснащению учебным и учебно-лабораторным
оборудованием, необходимым для реализации федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования, организации проектной
деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся (письмо
Минобрнауки России от 24.11.2011 № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных
учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием»). Приказ Минобрнауки РФ от 06 октября 2009 года №373 с изменениями.
Приказ Минобрнауки от 29 декабря 2014 года №1643. Приказ Минобрнауки от 31
декабря 2015 года №1576.
Цели и задачи
технологического образования
Предметная
область «Технология» является необходимым компонентом общего образования всех
школьников, предоставляя им возможность применять на практике знания основ
наук. Это фактически единственный школьный учебный курс, отражающий в своем
содержании общие принципы преобразующей деятельности человека и все аспекты
материальной культуры. Он направлен на овладение учащимися навыками конкретной
предметно-преобразующей (а не виртуальной) деятельности, создание новых
ценностей, что, несомненно, соответствует потребностям развития общества. В
рамках «Технологии» происходит знакомство с миром профессий и ориентация
школьников на работу в различных сферах общественного производства. Тем самым
обеспечивается преемственность перехода учащихся от общего к профессиональному
образованию и трудовой деятельности. Программа предмета «Технология»
обеспечивает формирование у школьников технологического мышления. Схема технологического мышления
(потребность - цель - способ - результат) позволяет наиболее органично
решать задачи установления связей между образовательным и жизненным
пространством, образовательными результатами, полученными при изучении
различных предметных областей, а также собственными образовательными
результатами (знаниями, умениями, универсальными учебными действиями и т. д.) и
жизненными задачами. Кроме того, схема технологического мышления позволяет
вводить в образовательный процесс ситуации, дающие опыт принятия прагматичных
решений на основе собственных образовательных результатов, начиная от решения
бытовых вопросов и заканчивая решением о направлениях продолжения образования,
построением карьерных и жизненных планов. Таким образом, предметная область
«Технология» позволяет формировать у учащихся ресурс практических умений и
опыта, необходимых для разумной организации собственной жизни, создает условия
для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Предмет
«Технология» является базой, на которой может быть сформировано проектное
мышление учащихся. Проектная деятельность как способ преобразования реальности
в соответствии с поставленной целью оказывается адекватным средством в ситуациях,
когда сформировалась или выявлена в ближайшем окружении новая потребность, для
которой в опыте обучающегося нет отработанной технологии целеполагания и
построения способа достижения целей или имеется противоречие между
представлениями о должном, в котором выявленная потребность удовлетворяется, и
реальной ситуацией.
Таким образом, в
программу включено содержание, адекватное требованиям ФГОС к освоению учащимися
принципов и алгоритмов проектной деятельности. Проектно-технологическое
мышление может развиваться только с опорой на универсальные способы
деятельности в сферах самоуправления и разрешения проблем, работы с информацией
и коммуникации. Поэтому предмет «Технология» принимает на себя значительную
долю деятельности образовательной организации по формированию универсальных
учебных действий в той их части, в которой они описывают присвоенные способы
деятельности, в равной мере применимые в учебных и жизненных ситуациях. В
отношении задачи формирования регулятивных универсальных учебных действий
«Технология» является базовой структурной составляющей учебного плана школы.
Программа обеспечивает оперативное введение в образовательный процесс
содержания, адекватно отражающего смену жизненных реалий, формирует
пространство, на котором происходит сопоставление учащимся собственных
стремлений, полученного опыта учебной деятельности и информации, в первую
очередь в отношении профессиональной ориентации. Программа по учебному предмету
«Технология» для основной ступени общего образования, в контексте подготовки
обучающихся в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта общего образования, обеспечивает:
- развитие
инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных
учебных задач;
- активное
использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных
универсальных учебных действий;
-
совершенствование умений выполнять учебно-исследовательскую и проектную
деятельность;
- формирование
представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса;
- формирование
способности придавать экологическую направленность любой деятельности, в том
числе творческому проектированию; демонстрировать экологическое мышление в
разных формах деятельности.
Основными целями изучения учебного предмета
«Технология» в системе основного общего образования являются:
- обеспечение
понимания учащимися сущности современных материальных, информационных и
социальных технологий и перспектив их развития;
- освоение
технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной
деятельности;
- формирование
технологической культуры и проектно-технологического мышления на основе
включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности по
созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
- овладение
необходимыми в повседневной жизни базовыми безопасными приёмами использования
распространёнными инструментами, механизмами и машинами, способами управления,
широко применяемыми в жизни современных людей видами бытовой техники;
- овладение распространёнными
обще-трудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и
создания продуктов труда;
- развитие у обучающихся познавательных
интересов, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих,
коммуникативных и организаторских способностей;
- воспитание
трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости,
ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к
людям различных профессий и результатам их труда; воспитание гражданских и
патриотических качеств личности на примерах отечественных достижений в сфере
технологий производства и социальной сфере;
- формирование информационной основы и
персонального опыта, необходимых для определения обучающимся направлений своего
дальнейшего образования в контексте построения жизненных планов, в первую
очередь касающихся сферы и содержания будущей профессиональной деятельности.
Обучение
школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования
и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и
социальной среды.
Содержание программы предусматривает освоение
материала по следующим образовательным линиям:
- распространённые технологии современного
производства и сферы услуг;
- культура и эстетика труда;
- получение,
обработка, хранение и использование технической и технологической информации;
- элементы
черчения, графики и дизайна;
- элементы
прикладной экономики, предпринимательства;
- влияние
технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
-
творческая, проектно- исследовательская
деятельность; - технологическая культура производства и культура труда;
- история,
перспективы и социальные последствия развития техники и технологии.
Содержание деятельности учащихся по программе в
соответствии с целями выстроено в структуре 11 разделов (модулей):
Раздел 1. Методы и средства творческой
проектной деятельности
Раздел 2. Производство
Раздел 3. Технология
Раздел 4.
Техника
Раздел 5. Технология получения, обработки,
преобразования и использования конструкционных материалов.
Раздел 6.
Технологии обработки пищевых продуктов.
Раздел 7. Технологии получения, преобразования
и использования энергии.
Раздел 8.
Технологии получения, обработки и использования информации.
Раздел 9. Технологии растениеводства.
Раздел 10.Технологии животноводства.
Раздел 11.
Социальные технологии.
Все разделы содержания связаны между собой:
результаты работ в рамках одного раздела служат исходным продуктом для
постановки задач в другом - от информирования, моделирования элементов
технологий и ситуаций к реальным технологическим системам и производствам,
способам их обслуживания и устройством отношений работника и работодателя.
Основная форма
обучения - познавательная и созидательная деятельность учащихся. Приоритетными
методами обучения являются познавательно-трудовые упражнения, практические
работы. При этом предполагается, что перед выполнением практических работ
школьники должны освоить необходимый минимум теоретического материала. Основная
форма обучения — учебно-практическая деятельность.
Для практических работ в соответствии с
имеющимися возможностями предполагается выбирать такой объект, процесс или тему
проекта для учащихся, чтобы обеспечить охват всей совокупности рекомендуемых в
программе технологических операций. При этом будет учитываться посильность объекта
труда для школьников соответствующего возраста, а также его общественная или
личная ценность.
Программой предусмотрено выполнение учащимися
в каждом учебном году творческого проекта. Соответствующая тема по учебному
плану программы предлагается в конце каждого года обучения.
При организации творческой, проектной
деятельности учащихся необходимо акцентировать их внимание на потребительском
назначении и стоимости продукта труда — изделия, которое они выбирают в
качестве объекта проектирования и изготовления. Учитель помогает школьникам
выбрать такой объект для творческого проектирования (в соответствии с
имеющимися возможностями), который обеспечил бы охват максимума рекомендуемых в
программе для освоения технологических операций. При этом необходимо, чтобы
объект был посильным для школьников соответствующего возраста.
Особенности
организации образовательной деятельности:
Формы и виды учебной деятельности для
организации занятий в рамках предмета «Технология» основываются на оптимальном
сочетании различных методов обучения:
Проблемного обучения (проблемное
изложение, частично-поисковые или эвристические, исследовательские).
Организации
учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические;
аналитические, синтетические, аналитико-синтетические, индуктивные,
дедуктивные; репродуктивные, проблемно-поисковые).
Стимулирования и
мотивации
(стимулирования к учению: учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных
ситуаций; стимулирования долга и ответственности: убеждения, предъявление
требований, поощрения).
Контроля и
самоконтроля
(индивидуальный опрос, фронтальный опрос, устная проверка знаний, письменный
самоконтроль, анализ критических ситуаций).
Самостоятельной
познавательной деятельности (подготовка учащихся к восприятию нового материала,
усвоение учащимися новых знаний, закрепление и совершенствование усвоенных
знаний и умений, выработка и совершенствование навыков; работа с книгой; работа
по заданному образцу, конструктивные, требующие творческого подхода, практика
деловых игр, тренингов и практических навыков).
Приоритетными методами обучения являются
познавательно-трудовые упражнения, лабораторно-практические,
опытно-практические работы.
Формы обучения: индивидуальная, групповая,
фронтальная. Технологии обучения: личностно-ориентированное обучение, игровые,
информационно-коммуникативные, этического диалога, успешного оценивания учебных
умений, продуктивного чтения.
Основную часть содержания программы составляет
деятельность учащихся, направленная на создание и преобразование как
материальных, так и информационных объектов.
Важнейшую группу образовательных результатов
составляет полученный и осмысленный учащимися опыт практической деятельности. В
урочное время деятельность учащихся организуется как в индивидуальном, так и в
групповом формате. Сопровождение со стороны педагога принимает форму прямого
руководства, консультационного сопровождения или сводится к педагогическому
наблюдению за деятельностью с последующей организацией анализа (рефлексии).
Программа
построена таким образом, чтобы объяснение учителя в той или иной форме составляло
не более 0,2 урочного времени и не более 0,15 объема программы.
Описание особенностей, основных направлений учебно-исследовательской
и проектной деятельности учащихся в рамках учебного предмета «Технология»
Одним из путей формирования универсальных
учебных действий на уровне основного общего образования является включение
учащихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность. Программа
ориентирована на использование в рамках урочной и внеурочной деятельности для
всех видов образовательных организаций при получении основного общего
образования.
Специфика проектной деятельности учащихся
связана с ориентацией на получение проектного результата. Проектная
деятельность учащихся рассматривается с нескольких сторон: продукт как материализованный
результат, процесс как работа по выполнению проекта, защита проекта как иллюстрация
образовательного достижения и ориентирована на формирование и развитие
метапредметных и личностных результатов.
Особенностью учебно-исследовательской деятельности является
«приращение» в компетенциях учащихся. Ценность учебно-исследовательской работы
определяется возможностью посмотреть на различные проблемы с позиции ученых,
занимающихся научным исследованием. Учебно-исследовательская
работа учащихся может быть организована по двум направлениям:
- урочная
учебно-исследовательская деятельность учащихся: проблемные уроки; семинары;
практические и лабораторные занятия, др.;
- внеурочная учебно-исследовательская
деятельность учащихся, которая является логическим продолжением урочной
деятельности: научно-исследовательская и реферативная работа, интеллектуальные
марафоны, конференции и др.
Формы организации учебно-исследовательской
деятельности на уроках технологии могут быть следующими:
- урок - исследование, урок - творческий отчет, урок «Удивительное
рядом», урок - защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок
открытых мыслей;
- домашнее
задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды,
причем позволяет провести учебное исследование, достаточно протяженное во
времени. Среди форм представления результатов проектной деятельности можно
выделить следующие:
- схемы; - постеры, презентации;
- альбомы,
буклеты, брошюры;
- эссе, рассказы, стихи, рисунки;
- выставки, игры.
Описание содержания, видов и форм организации
учебной деятельности по развитию информационно-коммуникационных технологий в
рамках предмета «Технология»
В настоящее время значительно присутствие
компьютерных и интернет-технологий в повседневной деятельности учащегося, в том
числе вне времени нахождения в образовательной организации. В этой связи
учащийся может обладать целым рядом ИКТ-компетентностей, полученных им вне образовательной
организации. В этом контексте важным направлением деятельности в сфере
формирования ИКТ-компетенций становятся поддержка и развитие учащегося. Виды
учебной деятельности, обеспечивающих формирование ИКТ-компетенции:
- выполняемые на уроках, дома и в рамках
внеурочной деятельности задания, предполагающие использование электронных
образовательных ресурсов;
- создание и редактирование текстов;
- создание и редактирование электронных
таблиц;
- использование
электронных средств для построения диаграмм, графиков, блок-схем, других
графических объектов;
- создание и редактирование презентаций;
- поиск и анализ информации в Интернете;
- сетевая
коммуникация между учениками и учителем.