Русский язык 5-9 классы
АННОТАЦИЯ
К РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЕ
2020-2021
учебный год
Рабочая программа
составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом начального общего образования (Приказ Минобрнауки РФ от 06 октября
2009 года №373) с изменениями (Приказ
Минобрнауки РФ от 29 декабря2014 года №1643, Приказ Минобрнауки РФ от 31 декабря 2015 года
№1576)
- приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.12.2008 № 379 «Об утверждении
федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в
образовательном процессе в образовательных учреждений, реализующих
образовательные программы общего образования и имеющих государственную
аккредитацию на 2009/2010 учебный год»;
- примерной
программы по русскому языку в соответствии с программой и учебниками под редакцией
Разумовской М. М.., вышедших в издательстве «Дрофа» в 2013 г.
Программа
рассчитана на 680 часов.
Программа отражает обязательное для
усвоения в основной школе содержание обучения русскому языку.
Программа
детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию
обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в
соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Данная программа
представляет собой практический курс русского языка для учащихся, получающих
образование по УМК следующих авторов:
Р а з у м о в с к а я
М. М., Л ь в о в а С. И.,
К а п и н о с В. И., Л ь в о в В.
В. и др. Русский язык. 5 класс / под
ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта.
Р а з у м о в с к а я М. М., Л ь в о в а С. И., К а п и н о с В. И., Л ь в о в В. В. и др. Русский язык. 6 класс / под ред. М. М.
Разумовской, П. А. Леканта.
Р а з у м о в с к а я М. М., Л ь в о в а С. И., К а п и н о с В. И., Л ь в о в В. В. и др. Русский язык. 7 класс / под ред. М. М.
Разумовской, П. А. Леканта.
Р а з у м о в с к а я М. М., Л ь в о в а С. И., К а п и н о с В. И., Л ь в о в В. В. Русский
язык. 8 класс / под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта.
Р а з у м о в с к а я М. М., Л ь в о в а С. И., К а п и н о с В. И., Л ь в о в В. В. Русский
язык. 9 класс / под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта.
Данная программа
учитывает основные идеи и положения программы развития и формирования
универсальных учебных действий для основного общего образования,
преемственность с примерными программами начального общего образования. Предусмотрено развитие всех основных
видов деятельности обучаемых, программа имеет особенности, обусловленные,
во-первых, предметным содержанием системы общего среднего образования;
во-вторых, психологическими и возрастными особенностями обучаемых.
Рабочая программа
включает несколько разделов, среди них:
• «Пояснительная записка», где охарактеризован вклад
предмета в достижение целей основного общего образования; сформулированы цели и
основные результаты изучения предмета «Русский язык» на нескольких уровнях —
личностном, метапредметном и предметном, дается общая характеристика курса
русского языка, его места в базисном
учебном плане.
• «Основное содержание», где представлено изучаемое
содержание, объединенное в содержательные блоки.
• «Примерное тематическое планирование», в котором дан
примерный перечень тем курса и число учебных часов, отводимых на изучение
каждой темы, представлена характеристика основного содержания тем и основных
видов деятельности ученика (на уровне учебных действий).
• «Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса» - перечень средств, обеспечивающих результативность
преподавания русского языка в современной школе.
Цели обучения
русскому языку:
- воспитание уважения к родному языку, сознательного
отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного
средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой
деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
осознание эстетической ценности родного языка;
- овладение русским языком как средством общения в
повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к
речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом
самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными
учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее,
осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический
поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических
словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет;
осуществлять информационную переработку текста и др.);
- освоение знаний об устройстве языковой системы и
закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных
нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать,
анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты;
овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой
деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами
речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса;
расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование
способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого
общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Данная программа
отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения
русскому языку и реализует основные идеи стандарта второго поколения для
основной школы.
Для каждого года
обучения выделяются коммуникативные умения, связанные с различными видами
учебной речевой деятельности: чтением, восприятием устного и письменного
высказывания и его анализом, воспроизведением текста (устным и письменным),
созданием высказывания (устного и письменного), совершенствованием устного и
письменного высказывания. Содержание обучения связной речи (объём знаний и
основных умений) изложено в отдельном
блоке, однако предполагается, что изучаться материалы этого раздела будут на
протяжении всего учебного года определёнными порциями, перемежающимися с
языковыми темами курса.
Речевая
направленность курса усилена и в языковых разделах: ставится задача развития умений
говорить на лингвистические темы, понимать лингвистический текст; читать и
говорить, соблюдая интонацию, отвечающую содержанию речи и особенностям
грамматического строя (тексты с обращениями, однородными членами, обособлениями
и т. д.). Программа нацеливает и на усиление семантического аспекта в изучении
фактов и явлений языка.
Важный аспект в
обучении — формирование у учащихся чуткости к богатству и выразительности
родной речи, гордости за родной язык, интереса к его изучению. Этому
способствует внимание к эстетической функции родного языка, знакомство с
изобразительными возможностями изучаемых единиц языка, наблюдение за
использованием разнообразных языковых средств в лучших образцах художественной
литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительная сила русской
речи.
Структура курса:
5—7 классы имеют морфолого-орфографическую направленность, включают в
содержание обучения вводный курс синтаксиса и пунктуации, фонетику и орфоэпию,
лексику и словообразование; 8—9 классы нацелены на освоение систематического
курса синтаксиса и соответствующих правил пунктуации. Особым этапом в обучении рассматривается 5
класс. Его можно оценить как стартовый по отношению к систематическому курсу
русского языка. Каждый год обучения
строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углубляющий этап по
материалам предыдущего года обучения и основной этап, реализующий программный
материал в логике его развития.
На всех этапах
обучения реализована идея поэтапного овладения теоретическим материалом:
- введение понятия;
- осмысление лингвистической сути понятия;
- овладение теоретическим (научным) способом действия,
гарантирующим правильное проведение анализа языкового материала;
- формулирование теоретических выводов;
- углубление знаний.
Рабочая программа
нацеливает не только на формирование навыков анализа языка, способности
классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры,
на формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов
чтения, информационной переработки текстов, различных форм поиска информации и
разных способов передачи её в соответствии с коммуникативной задачей, речевой ситуацией,
нормами литературного языка и этическими нормами общения. В соответствии с
целью обучения усиливается и речевая направленность курса.
Теоретическую
основу обучения связной речи составляют речеведческие понятия:
1) текст: смысловая цельность, относительная законченность
высказывания (тема, основная мысль), формальная связность (данная и новая
информация, способы и средства связи предложений); членение текста на абзацы,
строение абзаца;
2) стили речи: разговорный, научный, деловой, публицистический,
художественный;
3) функционально-смысловые типы речи: описание,
повествование, рассуждение и их разновидности — типовые фрагменты текста:
описание предмета, описание места, описание состояния природы, описание
состояния человека, оценка предметов, их свойств, явлений, событий. Умения
связной речи отобраны и сгруппированы с учётом характера учебной речевой
деятельности.
Данная программа
отражает не только обязательное содержание обучения русскому языку, но и
дополнительное, углубляющее и расширяющее.
Данная программа рассчитана на 680 ч, предусмотренных в Федеральном
базисном (образовательном) учебном плане для образовательных учреждений
Российской Федерации (вариант 1). Обязательное изучение русского языка осуществляется в объёме: 5 класс — 170 ч.,
6 класс — 204 ч.,
7 класс — 136 ч.,
8 класс — 102 ч.,
9 класс — 68 ч.
Таким образом, в
данной программе реализованы современные подходы к проектированию учебного
содержания: ориентир на взаимосвязанное формирование лингвистической, языковой,
коммуникативной и культурологической компетенций; на развитие всех видов
речевой деятельности, формирование навыков чтения-понимания, выразительного
чтения, письма, работы с научной информацией, представ- ленной в разных видах;
реализация принципов индивидуализации, уровневой дифференциации, использование
коммуникативноориентированных упражнений, стимулирующих познавательную и
творческую активность учащихся, а также способствующих совершенствованию
коммуникативной компетенции на всех этапах обучения, в том числе и при обучении
языковым темам курса.
Личностные
результаты освоения русского (родного) языка:
1) понимание русского языка как одной из основных
национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного
языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств
личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка;
уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить
чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому
самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных
грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе
речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной
речью.
Метапредметные результаты освоения русского (родного) языка:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
- адекватное понимание информации устного и письменного
сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и
дополнительной информации);
- владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым,
ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и
жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным,
детальным);
- способность извлекать информацию из различных источников,
включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы
Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной
литературой, в том числе и на электронных носителях;
- овладение приёмами отбора и систематизации материала на
определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к
преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате
чтения или аудирования;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с
точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных
языковых средств;
говорение и письмо:
- способность определять цели предстоящей учебной
деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий,
оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и
письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с
заданной степенью свёрнутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов,
стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в
устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность,
последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать
своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному,
услышанному, увиденному;
- владение различными видами монолога (повествование,
описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный,
диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание
разных видов диалога);
- соблюдение в практике речевого общения основных
орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного
русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и
пунктуации в процессе письменного общения;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы
речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого
общения;
- осуществление речевого самоконтроля в процессе учебной
деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать
свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить
грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и
редактировать собственные тексты;
- выступление перед аудиторией сверстников с небольшими
сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем
с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в
повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения
знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и
навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках
иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими
людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи,
участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными
нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального
межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты освоения русского (родного)
языка:
1) представление об основных функциях языка; о роли русского
языка как национального языка русского народа, как государственного языка
Российской Федерации и языка межнационального общения; о связи языка и культуры
народа; роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук
и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание
взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её
основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная;
монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь,
научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной
речи; функционально- смысловые типы речи (повествование, описание,
рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и
особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и
фразеологии русского языка; основными нормами русского литературного языка
(орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими,
пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой
практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка,
грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно
ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический,
морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического
анализа словосочетания и предложения; многоаспектный анализ текста с точки
зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым
функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления,
использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей
лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой
практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов
художественной литературы.
Содержание программы направлено на достижение указанных
результатов обучения. Они конкретизированы по классам в разделе «Планируемые результаты изучения
учебного предмета» в подразделах
«Коммуникативные умения» и
«Предметные результаты обучения».