Обществознание 10 класс
АННОТАЦИЯ
К
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
10 КЛАСС
2020-2021
учебный год
Рабочая программа по обществознанию для 10
класса разработана на основе ФГОС СОО, Примерной образовательной программы среднего
общего образования по обществознанию, авторской программы
«Обществознание» (Боголюбов Л.Н., А.Ю. Лазебникова и др. Обществознание. 10
класс: учеб. для общеобразовательных организаций. Базовый уровень
(Боголюбов Л.Н. и др.); под. ред. Боголюбова Л. Н.
М.: Просвещение, 2020.).
Содержание основного общего образования по
обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты
изучения: общество и его основные сферы, человек в обществе, правовое
регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными
компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных
норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного
поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета
«Обществознание» является опыт познавательной и практической деятельности,
включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение
познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и
социальной практике.
Цель рабочей программы: обеспечение преемственности по отношению к
содержанию учебного предмета «Обществознание» на уровне основного и среднего
общего образования путем углубленного изучения ранее изученных объектов,
раскрытия ряда вопросов на более высоком теоретическом уровне, введения нового
содержания, расширения понятийного аппарата, что позволит овладеть относительно
завершенной системой знаний, умений и представлений в области наук о природе,
обществе и человеке, сформировать компетентности, позволяющие выпускникам
осуществлять типичные социальные роли в современном мире.
Изучение обществознания (включая
экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение
следующих целей:
• развитие личности в период ранней юности, ее
духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа
мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка,
способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению
социальных и гуманитарных дисциплин;
• воспитание общероссийской идентичности, гражданской
ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности
гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции
Российской Федерации;
• освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об
обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений,
необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных
социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения
социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего
и высшего профессионального образования или для самообразования;
• овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе
экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать
полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной,
практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского
общества и государства;
• формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных
задач в области социальных отношений, гражданской и общественной деятельности,
межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и
вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и
действий других людей с нормами поведения, установленными законом; для
содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в
обществе.
Достижение поставленных целей
предусматривает решение следующих основных задач:
- формирование
у обучающихся ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и
гражданские позиции в деятельности, правосознания, экологической культуры,
способности ставить цели и строить жизненные планы, способности к осознанию
российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;
- формирование
знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и
взаимодействии его основных сфер и институтов;
- овладение
базовым понятийным аппаратом социальных наук;
- овладение
умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие
связи социальных объектов и процессов;
- формирование
представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового
сообщества в глобальном мире;
- формирование
представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
- овладение
умениями применять полученные знания в повседневной жизни с учетом гражданских
и нравственных ценностей, прогнозировать последствия принимаемых решений;
- формирование
навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках
различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и
оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.
Общая
характеристика учебного предмета «Обществознание»
Содержание
среднего (полного) общего образования на базовом уровне по обществознанию
представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения:
общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные
отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Знания об этих
социальных объектах дают социология, экономическая теория, политология,
социальная психология, правоведение, философия. Все означенные компоненты
содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые
объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят социальные навыки, умения,
ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения
людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения
людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и
демократических ценностей.
Место предмета в базисном учебном плане: Федеральный базисный учебный план для
образовательных учреждений Российской Федерации отводит 136 часов для обязательного
изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего
образования. В том числе: в X и XI классах по 68 часов, из расчета 2 учебных
часа в неделю.