Основы религиозных культур и светской этики

 

АННОТАЦИЯ

К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

МОДУЛЬ «СВЕТСКАЯ ЭТИКА»

4 КЛАСС

2020-2021 учебный год

 

Рабочая программа по  курсу «Основы религиозной культуры  и светской этики. Светская этика» для 4–го класса составлена на  основе авторской программы авторов  Бунеева Р.Н., Данилова Д.Д., Кремлёвой И.И. с учётом  требований нового федерального государственного образовательного стандарта.

 Общая характеристика учебного предмета.

Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.

Изучение курса «Основы религиозной культуры  и светской этики»  направлено на достижение следующих целей: развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.

Курс «Основы религиозной культуры  и светской этики»  не только готовит учащихся к освоению основ знаний обществознания, истории в основной школе, но и способствует развитию и воспитанию личности, что имеет огромное значение для формирования гражданской позиции человека, его умения ориентироваться и действовать в современном обществе на основе социального опыта. Без него невозможна выработка общероссийской идентичности и умения жить в современном поликультурном глобализирующемся мире.

 Курс ОРКСЭ также помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру, позволяет ученику решать определенный класс жизненно-практических задач. В настоящую программу положены педагогические и  дидактические  принципы вариативного развивающего  образования.

А. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.

Б. Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования;

   принцип систематичности;     принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру    как мировоззрение и как культурный стереотип.

В. Деятельностно – ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества. 

Описание места учебного курса «Основы религиозной культуры  и светской этики» в учебном плане.

 Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:

1. Основы православной культуры.

2. Основы исламской культуры.

3. Основы буддийской культуры.

4. Основы иудейской культуры.

5. Основы мировых религиозных культур.

6. Основы светской этики.

Обучающиеся изучают модуль  «Основы светской этики» по выбору родителей.

Федеральный базисный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа в 4 классе для обязательного изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», из расчёта 1 учебный час в неделю. Рабочая программа модуля «Основы светской этики» рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).  Особое место занимают проекты и практические работы. Их необходимый минимум определён по каждому разделу программы. Проекты, практические работы предполагают как совместную, так и самостоятельную работу учащихся по созданию несложных моделей.

Согласно письму Министерства образования и науки Российской Федерации Департамента государственной политики в сфере общего образования от 22 августа 2012 года № 08-08-250 «О введении учебного курса ОРКСЭ», оценивание предмета «Основ религиозных культур и светской этики» безотметочное. 

                                                              Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира  частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма  одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества − осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

 

ОРКСЭ Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575780 Директор/Заведующий Корепанова Венера Николаевна Дата подписания документа 01.04.2021 07:05:37

скачать

Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 26.03.2022.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(34561)2-74-60

Внимание

Перейти в раздел
Дистанционное обучение.

Перейти