Окружающий мир 3б класс
АННОТАЦИЯ
К
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
«ОКРУЖАЮЩИЙ
МИР»
3
Б класс
2020-2021
учебный год
Рабочая программа
окружающему миру разработана в соответствии с:
·
Федеральным
законом от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
·
федеральным
базисным учебным планом, утвержденным приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 09 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении
федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для
образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего
образования» (в редакции приказов Министерства образования и науки Российской
Федерации от 20 августа 2008 года № 241, от 30 августа 2010 года № 889, от 03
июня 2011 года № 1994, от 01 февраля 2012 года, № 74);
·
федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования,
утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
06 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования» (далее - ФГОС НОО) (в редакции приказов Министерства
образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 года, № 1241, 22
сентября 2011 года № 2357, от 18 декабря 2012 года № 1060 (для 1-4-х классов);
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы А. А. Плешаков «Окружающий мир»
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено
на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в
нём человека на основе единства рационально-научного познания и
эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и
природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина
России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского
общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому
пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре,
истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия
окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях
повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для
обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея
ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере
природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся
материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного
и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных
наук. В их единстве и взаимосвязях даёт
ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта. Что позволяет сделать явления окружающего мира
понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении,
прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами
природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и
социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую
панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В
основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках
различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии,
обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного
предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных
знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями
младшего школьника. Решены задачи экологического образования и воспитания,
формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного
уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и
общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное
достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения
значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития
личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания,
накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в
процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование
позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир»
помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного
отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и
духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место
в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благородной
страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения
школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке,
природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем
мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.
Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников
фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих
компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты,
соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа
жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо - и
культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную
роль в духовно- нравственном развитии и воспитании личности. Формирует вектор культурно-ценностных ориентации
младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и
нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём
заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех
дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым
подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики,
музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры,
совместно с ними приучая детей к рационально-научному и
эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.