Основы безопасности жизнедеятельности
АННОТАЦИЯ
К
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
«ОБЖ»
10-11 КЛАСС
2020-2021
учебный год
Рабочая учебная программа по основам безопасности
жизнедеятельности составлена на основе программы среднего (полного) общего
образования по ОБЖ, подготовленной
В.Н.Латчуком (руководитель), С.К.Мироновым, С.Н.Вангородским с учетом
требований федерального компонента государственного стандарта среднего
(полного) общего образования, напечатанной в программах для учащихся
общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. 5—11
классы / под общ.ред. В.Н.Латчука. — М.: Дрофа, 2007
В программе реализованы требования Конституции
Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации «О
безопасности», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера», «О гражданской обороне», «О борьбе с терроризмом»,
«Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе
военнослужащих», «Об альтернативной гражданской службе», «О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Основы законодательства
Российской Федерации об охране здоровья граждан», а также Концепции национальной
безопасности Российской Федерации.
В своей предметной ориентации предлагаемая программа нацеливает педагогический
процесс на решение следующих задач:
·
освоение
учащимися знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных
ситуациях природного, техногенного и социального характера, здоровье и здоровом
образе жизни, государственной системе защиты населения от опасных и
чрезвычайных ситуаций, об обязанностях граждан по защите государства;
·
воспитание
у школьников ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни, чувства
уважения к героическому наследию России и ее государственной символике,
патриотизма и стремления выполнить долг по защите Отечества;
·
развитие
у учеников черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях и при прохождении военной службы, бдительности в отношении актов
терроризма, ведения здорового образа жизни;
·
обучение
учащихся умению оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья, правильно действовать
в чрезвычайных ситуациях, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты,
оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.
В
программе представлены три раздела, в каждом из которых
выделены образовательные линии.
Раздел
I
«Безопасность и защита человека в среде обитания»
включает темы: «Правила безопасного поведения в социальной среде», «Правила
безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях», «Государственная система
защиты и обеспечения безопасности населения».
Раздел
II
«Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»
предусматривает изучение тем: «Основы медицинских знаний», «Основы здорового
образа жизни».
В
разделе III
«Основы военной службы» изучаются темы: «Основы обороны
государства», «Воинская обязанность», «Основы подготовки к военной службе»
Предлагаемый в программе объем материала является
достаточным для завершения формирования у учащихся 10—11 классов основных
понятий в области безопасности жизнедеятельности и предполагает, наряду с
изучением проблем личной безопасности, получение школьниками определенных
знаний по вопросам национальной безопасности.
Поэтому главной функцией программы среднего
(полного) общего образования является не только ориентация ее на личную
безопасность человека в среде обитания, но и понимание школьниками проблем
национальной безопасности страны и необходимости выполнения своего
конституционного долга по защите Отечества. Старшеклассники получают знания об
основных направлениях деятельности государственных организаций по защите населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, правовых
аспектах обеспечения безопасности и защиты населения, о международном
гуманитарном праве по защите жертв вооруженных конфликтов, знакомятся с
организацией Единой государственной системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций (РСЧС), Гражданской обороной (ГО) Российской Федерации
как системой общегосударственных оборонных мероприятий, а также с государственными
службами по охране здоровья и обеспечению безопасности граждан.
Большое внимание в программе уделено вопросам
здорового образа жизни. Особый акцент сделан на практических навыках сохранения
здоровья с учетом существующих опасных факторов среды обитания. Программа
предусматривает целенаправленное и целеустремленное освоение учащимися
элементов здорового образа жизни, а также методов укрепления здоровья и
профилактики различных заболеваний для гармоничного, духовного и физического
развития.
Программой предусмотрено совместное обучение юношей
и девушек основам медицинских знаний. Это обусловлено тем, что приемами и
навыками оказания помощи пострадавшим должны владеть не только юноши, но и
девушки. Материал раздела выстроен в единой логической последовательности,
обеспечивающей его системное изучение.
В соответствии с Федеральным законом РФ «О воинской
обязанности и военной службе» в программу включен раздел «Основы обороны
государства и воинская обязанность». При изучении этого раздела обучаемые
получают необходимые знания об обороне и вооруженной защите государства, о
положениях Конституции Российской Федерации и законов РФ по вопросам воинской
обязанности, военной службы, альтернативной гражданской службы.
Программа
рассчитана на 34 часа в 10 классе и 34 учебных часа в 11 классе.
В ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме одного –
двух уроков для закрепления знаний по
наиболее сложным темам. Кроме того, в 10 классе предусмотрены 5-дневные
практические занятия на базе воинской части
в объеме 40 часов.
Реализация указанной программы предусматривает
использование учебно-методического комплекта, включающего учебные программы,
учебники и учебные пособия, методические и учебно-методические пособия,
учебные наглядные (таблицы) и электронные пособия.
Программа построена с учетом принципов системности,
научности и доступности.
Программа
предусматривает различные формы контроля знаний обучающихся:
тестирование, ответы (как письменные, так и устные) на вопросы.
В результате
изучения программы среднего (полного) общего образования по
основам безопасности жизнедеятельности ученик должен:
а) знать /понимать:
·
основные
составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность личности;
основы репродуктивного здоровья и влияние на него различных факторов;
·
потенциальные
опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные
для региона проживания;
·
основные
задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера;
·
основы
российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности
граждан РФ;
·
состав
и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
·
порядок
первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования,
призыва на военную службу;
·
основные
права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения
военной службы и пребывания в запасе;
·
основные
виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной
службы по призыву и контракту, а также альтернативной гражданской службы;
·
требования,
предъявляемые на военной службе к уровню подготовленности призывника;
·
предназначение,
структуру и задачи РСЧС;
·
предназначение,
структуру и задачи Гражданской обороны РФ;
б)уметь:
·
применять
основные способы защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера;
·
практически
использовать необходимые навыки в области гражданской обороны;
·
пользоваться
средствами индивидуальной и коллективной защиты;
·
оценивать
уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по
отношению к военной службе;
в)использовать
приобретенные знания иумения в практической деятельности и повседневной жизни:
·
для
ведения здорового образа жизни;
·
при
оказании первой медицинской помощи;
·
для
развития у себя духовных и физических качеств, необходимых для военной службы;
·
при
обращении в случае необходимости в службы экстренной помощи.