Математика 5 класс
АННОТАЦИЯ
К РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЕ
«МАТЕМАТИКА»
5 КЛАСС
2020-2021
учебный год
Данная рабочая
программа по математике разработана на основе:
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897;
2. Примерной программы по учебным предметам по математике. М.: Просвещение, 2011
3. Примерной программы по математике для 5 класса по учебнику Н.Я. Виленкина, В.И.Жохова и др./ В.И.Жохов, М.: Мнемозина, 2010
4. Требованиям примерной образовательной программы образовательного учреждения
Данная программа является рабочей программой по предмету «Математика» в 5 классе базового уровня.
Математика
играет важную роль в формировании у школьников умения учиться.
Обучение
математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности:
школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов,
устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать
логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые
обобщённые знания и способы действий. Универсальные
математические способы познания способствуют целостному восприятию мира,
позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а такжеявляются основой формирования универсальных учебных действий.
Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и
интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному
поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что
составляет основу умения учиться.
Цели изучения:
·
овладение системой математических знаний и умений,
необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных
дисциплин, продолжения образования;
·
интеллектуальное развитие, формирование качеств
личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе:
ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление,
элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность
к преодолению трудностей;
·
формирование представлений об идеях и методах математики
как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и
процессов;
·
воспитание культуры личности, отношения к математике
как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для
научно-технического прогресса.
·
систематическое
развитие понятия числа;
·
выработка
умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить
практические задачи на язык математики;подготовка обучающихся к изучению
систематических курсов алгебры и геометрии.
В
ходе изучения курса учащиеся развивают навыки вычислений с натуральными
числами, овладевают навыками действий с обыкновенными и десятичными дробями,
получают начальные преставления об использовании букв для записи выражений и
свойств арифметических действий, составлении уравнений, продолжают знакомство с
геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур и
измерения геометрических величин.
Усвоенные знания
и способы действий необходимы не толькодля дальнейшего успешного изучения математики
и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во
взрослой жизни.
Программа
определяет ряд задач, решение
которых направлено на достижение основных целей основного общего
математического образования:
· Формировать элементы самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать,описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
· Развивать основы логического, знаково-символического и алгоритмического мышления; пространственного воображения;математическойречи;умения вести поиск информации и работать с ней;
· Развивать познавательные способности;
· Воспитывать стремление к расширению математических знаний;
· Способствовать интеллектуальному развитию, формировать качества личности, необходимые человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственные математической деятельности: ясности и точности мысли, интуиции, логического мышления, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
· Воспитывать культуру личности, отношение к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Решение
названных задач обеспечит осознание школьниками универсальности математических
способов познания мира, усвоение математических
знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими
школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических
знаний.
Общий
курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён
арифметический, геометрический и алгебраический материал.
Содержаниеобучения
представлено в программе разделами: «Числа и вычисления», «Выражения и их
преобразования», «Уравнения и неравенства», «Геометрические фигуры и их
свойства. Измерение геометрических величин».
Программа
предусматривает дальнейшую работу с величинами (длина,
площадь, масса, вместимость, время) и их
измерением, с единицами измерения однородных величин и соотношениями между
ними.
Без базовой
математической подготовки невозможна постановка образования современного
человека. В школе математика служит основным элементом для изучения смежных
дисциплин.
В послешкольной
жизни реальной необходимостью в наши дни становится непрерывное образование,
что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и
математической. Все больше специальностей, требующих высокого уровня
образования связано с непосредственным применением математики (экономика,
бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология и т.д.).
Программой
предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией.
Эти умения формируются как на уроках, так и во внеурочной
деятельности — на факультативных и кружковых занятиях. Освоение
содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой
информации, но и с созданием информационных объектов: стенгазет, книг, справочников.
Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной
деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить
полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей,
формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми
и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои
действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную
информацию.
Предметное
содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных
учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи.
Знание
и понимание математических отношений и взаимозависимостей между различными
объектами (соотношение целого и части, пропорциональные зависимости величин,
взаимное расположение объектов в пространстве и др.), их обобщение и
распространение на расширенную область приложений выступают как средство
познания закономерностей, происходящих в природе и в обществе. Это стимулирует
развитие познавательного интереса школьников, стремление к постоянному
расширению знаний, совершенствованию освоенных способов действий.
Изучение
математики способствует развитию алгоритмического мышления. Программа предусматривает
формирование умений действовать по предложенному алгоритму, самостоятельно
составлять план действий и следовать ему при решении учебных и практических
задач, осуществлять поиск нужной информации, дополнять ею решаемую задачу,
делать прикидку и оценивать реальность предполагаемого результата.
В процессе
освоения программного материала школьники знакомятся с языком математики,
осваивают некоторые математические термины, учатся высказывать суждения с
использованием математических терминов и понятий, задавать вопросы по ходу
выполнения заданий, обосновывать правильность
выполненных действий, характеризовать результаты своего учебного труда и свои
достижения в изучении этого предмета.
Овладение
математическим языком, усвоение алгоритмов выполнения действий, умения строить
планы решения различных задач и прогнозировать результат являются основой для
формирования умений рассуждать, обосновывать свою точку зрения, аргументировано
подтверждать или опровергать истинность высказанного предположения. Освоение
математического содержания создаёт условия для повышения логической культуры и
совершенствования коммуникативной деятельности учащихся.
Содержание
программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в
паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности,
сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников,
оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп) в
большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации.
Программа
ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного
поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов
деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин.
Математические
знания и представления о числах, величинах,
геометрических фигурах лежат в основе формирования общей картины мира и
познания законов его развития. Именно эти знания и представления необходимы для
целостного восприятия объектов и явлений природы, многочисленных памятников
культуры, сокровищ искусства.
Обучение
школьников математике на основе данной программы способствует развитию и
совершенствованию основных познавательных процессов (включая воображение и
мышление, память и речь). Дети научатся не только самостоятельно решать
поставленные задачи математическими способами, но и описывать на языке
математики выполненные действия и их результаты, планировать, контролировать и
оценивать способы действий и сами действия, делать выводы и обобщения,
доказывать их правильность. Освоение курса обеспечивает развитие творческих
способностей, формирует интерес к математическим знаниям и потребность в их
расширении, способствует продвижению учащихся в познании окружающего мира.
Содержание курса
имеет концентрическое строение, отражающее последовательное расширение области
чисел. Такая структура позволяет соблюдать необходимую постепенность в
нарастании сложности учебного материала, создаёт хорошие условия для углубления
формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени
самостоятельности (при освоении новых знаний, проведении обобщений,
формулировании выводов), для постоянного совершенствования универсальных
учебных действий.
Структура
содержания определяет такую последовательность изучения учебного материала,
которая обеспечивает не только формирование осознанных и прочных, во многих
случаях доведённых до автоматизма навыков вычислений, но и доступное для
младших школьников обобщение учебного материала, понимание общих принципов и
законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание связей
между рассматриваемыми явлениями. Сближенное во времени изучение связанных
между собой понятий, действий, задач даёт возможность сопоставлять, сравнивать,
противопоставлять их в учебном процессе, выявлять сходства и различия в
рассматриваемых фактах.
Отбор материала
обучения осуществляется на основе следующих дидактических принципов: систематизации
знаний, полученных учащимися в начальной школе; соответствие обязательному минимуму
содержания образования в основной школе; усиление общекультурной направленности
материала; учет психолого-педагогических особенностей, актуальных для этого
возраста; создание условий для понимания и осознания воспринимаемого материала.
На изучение математики
в 5 классе отводится 5 ч в неделю,170 часов в год. В том числе 14 контрольных
работ, включая итоговую контрольную работу. Уровень обучения – базовый.
В ходе преподавания математики в 5
классе, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний
и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными
способами деятельности, приобретали
опыт:
· планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
· решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
· исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
· ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
· проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
· поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.