Литература 5-9 классы
АННОТАЦИЯ
К
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
«ЛИТЕРАТУРА»
5-9 КЛАСС
2020-2021
учебный год
Рабочая программа составлена на основе:
-Требований Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования, утверждённого 17 декабря 2010 г.
Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897;
Рабочая программа составлена в соответствии с
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования (Приказ Минобрнауки РФ от 06 октября 2009 года №373) с изменениями
(Приказ Минобрнауки РФ от 29 декабря2014
года №1643, Приказ Минобрнауки РФ от 31
декабря 2015 года №1576)
-Примерной программы по учебным
предметам. Литература 5-9 класс (Стандарты второго поколения);
-Концепции курса,
представленной в программе Литература 5-9кл:
Учеб.-хрестоматия для общеобразовательных учреждений / Авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова./
Общие цели образования в рамках
курса литературы:
— формирование и
развитие у обучающихся потребности в систематическом, системном, инициативном
чтении;
— воспитание в
процессе чтения нравственного идеала человека и гражданина;
— создание
представлений о русской литературе как едином национальном достоянии.
В соответствии с целями и требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования
определены задачи курса, отражающие планируемые результаты (личностные,
метапредметные, предметные) обучения школьников 5—9 классов.
Роль учебного курса литературы в
школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и
зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение
художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах
слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в
программу произведений.
В Концепции модернизации российского
образования основная цель, стоящая перед современной школой, определяется так: «формирование целостной системы универсальных
знаний, умений и навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной
ответственности обучающихся, т. е. ключевых компетенций, определяющих современное
качество содержания образования». Речь идет не только об усвоении учащимися
определенной суммы знаний, но и о развитии личности, познавательных и
творческих способностей.
Основным результатом деятельности образовательного
учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а
набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, коммуникационной,
информационной и прочих сферах.
Понятие «компетентность» изучали Д.Равен, Р.Кениг, И.Д.Фрумин, И.А.Зимняя,
Л.И.Берестова, В.И.Байденко, А.В.Хуторской, Н.А.Гришанова и другие.
В мировой образовательной практике понятие «компетентность»
выступает в качестве центрального, своего рода «узлового» понятия, ибо
компетентность, во-первых, объединяет в себе интеллектуальную и навыковую
составляющую образования; во-вторых, отражает идеологию интерпретации содержания
образования, формируемого «от результата» («стандарт на выходе»); в-третьих,
ключевая компетентность обладает интегративной природой, ибо она вбирает в себя
ряд однородных или близкородственных умений и знаний, относящихся к широким
сферам культуры и деятельности.
Информационная компетентность – это способность личности самостоятельно искать, отбирать
и выбирать, анализировать, организовывать, преобразовывать, сохранять,
представлять и передавать информацию. (О.Г.Смолянинова, А.В.Хуторской,
С.Д.Каракозов и другие). Под информационной компетентностью понимают также
способность интерпретировать, систематизировать, критически оценивать и
анализировать полученную информацию, делать аргументированные выводы,
использовать информацию при планировании и реализации деятельности,
структурировать информацию, представлять ее в различных формах и на различных
носителях, адекватных запросам потребителя информации.
Коммуникативная компетентность – это овладение всеми видами речевой деятельности и
основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования
языка в различных формах, сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту,
интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее
этапах.
Деятельностная компетентность – это умения по основным компонентам учебной деятельности
(Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, В. В. Репкин, Т.Н.Солякова и др.):
учебно-познавательного интереса, целеполагания, учебных действий, действий контроля
и оценки, при этом понимается, что:
– учебно-познавательный
интерес – мотив к деятельности;
– целеполагание –
постановка и осознание целей;
– учебные действия
– действия ученика в направлении достижения цели.
Учебные действия включают в себя контрольные способы
преобразования учебного материала в процессе выполнения учебных заданий;
– действие контроля
– прослеживание хода выполнения учебных действий, своевременное обнаружение
различных погрешностей в их выполнении, а также внесение необходимых корректив
в них;
– действиеоценки –
подведение итогов выполненной системы действий и определение того, правильно
или неправильно они совершены, а также определение перед решением задачи
возможности или невозможности ее решить.
Культуроведческая компетентность – это осознание языка как формы выражения национальной
культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики
русского языка, владение нормами русского речевого этикета.
Социальная компетентность – это способность соотносить свои
устремления с интересами других людей и социальных групп, использовать ресурсы
других людей и социальных институтов для решения задачи; продуктивно
взаимодействовать с членами группы (команды), решающей общую задачу;
анализировать и разрешать противоречия, препятствующие эффективности работы
команды.
Реализация идеи интеграции способствовала бы развитию
ключевых (информационной, коммуникативной, «деятельностной», культуроведческой
и социальной) компетентностей учащихся для формирования способности ориентироваться
в информационно-культурном пространстве путем реализации в курсе литературы
метапредметных программ.
Современное школьное литературное образование выполняет важнейшие
культуросберегающие, развивающие и воспитательные функции, являясь неотъемлемой
частью общего процесса духовного развития
нации. Золотой фонд русской классики, а также шедевры мировой литературы и по сей день остаются
животворным источником познания мира и человека, своеобразным «культурным
кодом», без которого невозможно полноценное «самостояние» личности. Не случайно
в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего
образования по литературе (2010) особое внимание уделено необходимости
формирования ценностных ориентиров, художественного вкуса, творческих способностей;
развития у учащихся «эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера».
Решение этих важных задач требует сбалансированного, ориентированного на логику
предмета подхода к планированию учебного материала.
Количество часов на предмет предусмотрено в соответствии с Федеральным
базисным учебным планом. В связи с этим вопрос о содержательном элементе (что читать) в значительной степени предопределен
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования и Примерной программой по литературе — регламентирующими
документами Министерства образования и науки РФ.
В этой ситуации более существенным становится вопрос о том, как изучать литературу в 5—9 классах.
Сегодня определились три направления в изучении литературы в школе:
концентрическое на хронологической основе, жанрово-родовое и тематическое.
Считаем, что эти направления совершенно равноправны по отношению друг к другу.
Рекомендуется использовать различные формы работы: коллективные,
групповые, индивидуальные. К организации внеурочной деятельности учитель должен
подходить профессионально, учитывая уровень подготовленности класса и отдельных
учащихся и не допуская перегрузки.
В
реализации современных подходов к преподаванию литературы представляет интерес
и работа с тестовыми заданиями. Эти тесты могут использоваться как форма
текущего и итогового контроля знаний. Пятиклассникам можно предложить составить
свои тесты (по образцу) и провести в классе познавательные пятиминутки,
предложив отдельным учащимся выступить в роли учителя.
Виды
учебной деятельности по формированию навыков связной речи должны
реализовываться в пределах монографических тем. Для этого учитель, работающий в
5 классе, может выделить часть урока или при необходимости целый урок,
включающий обязательную подготовительную работу по обучению способам
деятельности. Так, в курсе 5-го класса целого урока требуют такие виды работ,
как «изложение с творческим заданием», «письменный отзыв на эпизод», «изложение
с элементами сочинения», «письменная характеристика героя». Некоторые задания
предполагают сочетание классной (подготовительной) и домашней (самостоятельной)
работы учащихся. К ним относятся такие виды работ, как сочинение собственной
сказки, рассказ о герое, различные виды пересказа, письменный ответ на вопрос,
письменный отзыв о герое.
При
работе с учебником-хрестоматией для 5-го класса учителю следует в первую
очередь обращаться к тем вопросам и заданиям, которые побуждают ученика
актуализировать личный читательский опыт (Какие книги вы любите читать больше
всего, почему именно их?); развивают самостоятельность мышления пятиклассников
(Почему сказка называется «Царевна-лягушка», хотя героев в ней много?);
формируют навыки анализа текста (Выпишите из текста эпитеты и определите, с
какой целью использует их автор). В пространстве урока рекомендуется
практиковать не только устные, но и небольшие письменные ответы на вопросы
развивающего характера с последующим их обсуждением и элементами устного
рецензирования учащимися лучших ответов своих одноклассников. Для организации
работы с текстом учащимся следует в первую очередь предлагать вопросы, которые
актуализируют опыт личностного восприятия и развивают аналитические умения
(Какие поэтические образы произвели на вас наиболее яркое впечатление? Почему?
Какой эпизод показался вам самым занимательным? Почему?). Необходимо при этом
ориентировать учащихся на то, чтобы они давали развернутые, доказательные (с
опорой на текст) ответы, избегая излишнего пересказа.
Важнейшими
целями, которые должны быть реализованы в течение всех лет обучения, являются
развитие устойчивого интереса к самостоятельному чтению и формирование
представлений о русской литературе как национальном достоянии. Именно поэтому и
в программе, и в учебнике предполагаются органическое единство учебной и
внеурочной деятельности по литературе, системная работа по литературному
краеведению, достаточно широкое поле для введения информации о смежных
искусствах, позволяющих, с одной стороны, увидеть многофункциональные
возможности литературы, а с другой — выявить интеграцию литературы с другими
искусствами и определить значение каждого из них, способы взаимовлияния.
Воспитание
духовно развитой личности, формирование гражданского сознания, чувства патриотизма,
любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры происходят как
через отбор литературных произведений в соответствии с возрастом и уровнем
читательских интересов учащихся, так и через предложенную систему вопросов по
выявлению первичного восприятия текстов, словесных и литературных игр,
обращенных к языковому чутью школьников. Богатый методический и теоретический
материал дан в системе разнообразных рубрик, позволяющих подойти к процессу
обучения дифференцированно, с учетом возможностей и интересов конкретного
ученика.
Особая
роль практически на каждом уроке литературы отводится развитию речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы
от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской
литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в
5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и
прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории
создания произведений, отдельных фактов биографии писателя. В 7-9 классах
существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов.
Учебный план предусматривает обязательное изучение литературы на этапе
основного общего образования: в 5 классе -102 ч, в 6 классе —102 ч, в 7 классе
— 68 ч, в 8 классе — 68 ч, в 9 классе — 102 ч. Итого: 442 часа.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ЛИТЕРАТУРЫ
Личностные результаты обучения:
— формировать
понимание важности процесса обучения;
— формировать
мотивацию школьников к процессу изучения литературы как одного из учебных
предметов, необходимых для самопознания, своего дальнейшего развития и
успешного обучения;
— формировать
понимание значимости литературы как явления национальной и мировой культуры,
важного средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
— формировать
уважение к литературе народов многонациональной России;
— формировать в
процессе чтения нравственно развитую личность, любящую свою семью, свою Родину,
обладающую высокой культурой общения;
— совершенствовать
ценностно-смысловые представления о человеке и мире в процессе чтения;
— развивать
потребности в самопознании и самосовершенствовании в процессе чтения и характеристики
(анализа) текста;
— формировать в
процессе чтения основы гражданской идентичности;
— формировать
готовность к получению новых знаний, их применению и преобразованию;
— развивать
эстетические чувства и художественный вкус на основе знакомства с отечественной
и мировой литературой;
— развивать
морально-этические представления, доброжелательность и
эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам
других людей;
— развивать
личную ответственность за свои поступки в процессе чтения и при сопоставлении
образов и персонажей из прочитанного произведения с собственным опытом;
— развивать и
углублять восприятие литературы как особого вида искусства, умение соотносить
его с другими видами искусства.
Метапредметные результаты обучения:
— формировать
способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска
средств ее осуществления в процессе чтения и изучения литературного
произведения;
— формировать
умения по освоению способов решения поисковых и творческих задач в процессе
учебной деятельности при изучении курса литературы;
— формировать
умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии
с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
— формировать
умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности
конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
— развивать
умение осваивать разнообразные формы познавательной и личностной рефлексии;
— формировать
умение активно использовать речевые средства и средства информационных и
коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
— формировать
умение использовать различные способы поиска (в справочных источниках и
открытом учебном информационном пространстве сети Интернет) в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета
«Литература»;
— развивать
умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами
коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
— совершенствовать
владение логическими действиями сравнения (персонажей, групп персонажей, двух
или нескольких произведений), умениями устанавливать аналогии и
причинно-следственные связи, строить рассуждения в процессе характеристики текста;
— развивать
готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое
мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий при чтении и обсуждении
художественных произведений;
— формировать
умение определять общую цель и пути ее достижения, умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;
— формировать
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон
и сотрудничества;
— формировать
готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной
деятельности, построению индивидуальной образовательной траектории;
— развивать
умение овладевать сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.)
в соответствии с содержанием изучаемых произведений;
— совершенствовать
владение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения внутри литературных текстов, между литературными
текстами и другими видами искусств (музыка, живопись, театр, кино);
— развивать
интерес к исследовательской и проектной деятельности в процессе изучения курса,
в том числе для реализации личных притязаний и потребностей.
Предметные результаты обучения:
— воспитывать
творческую личность путем приобщения к литературе как искусству слова;
— совершенствовать
умения читать правильно и осознанно, вслух и про себя; пересказывать текст
различными способами (полный, выборочный, краткий);
— способствовать
совершенствованию читательского опыта;
— совершенствовать
мотивации к систематическому, системному, инициативному, в том числе
досуговому, чтению;
— совершенствовать
умения пользоваться библиотечными фондами (нахождение нужной книги по теме
урока; для досугового чтения; для выполнения творческих работ и т.д.);
— развивать
интерес к творчеству;
— развивать
умение характеризовать художественные и научно-популярные тексты;
— развивать
навыки характеристики (в 5—6 классах) и анализа (в 7—9 классах) текстов различных
стилей и жанров в соответствии с целями и задачами на уроках литературы
различных типов;
— развивать
умения пользоваться монологической, диалогической, устной и письменной речью,
составлять отзыв о прочитанном, краткую аннотацию о книге; создавать творческие
работы различных типов и жанров;
— формировать
умения нахождения родовых и жанровых особенностей различных видов текстов;
— формировать
умения по применению литературоведческих понятий для характеристики (анализа)
текста или нескольких произведений