Влияние стилей семейного воспитания на развитие личности несовершеннолетних
Влияние
стилей семейного воспитания на развитие личности несовершеннолетних
Самые лучшие дети
бывают у счастливых родителей.
А.С.Макаренко
Одним из главных институтов
воспитания в современном обществе является семья. В жизни каждого человека
семья занимает особое место, ведь весь опыт, который он получает в ней,
сохраняет в течение всей жизни, так дети, вырастая, повторяют в своей семье
поведение своих родителей.
В
семье происходит первичная социализация личности, осваиваются первые социальные
роли, устанавливаются основные ценности жизни, нормы поведения, формируется
отношение ребенка к самому себе и окружающим людям. Она может являться
источником развития и эмоционально-психологической поддержки личности, так и
источником психологической травмы и личностными расстройствами:
психосоматическими заболеваниями, неврозами, отклонениями в поведении. Важность
семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в
течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на
личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей.
Любая
дисгармония в семье приводит к неблагоприятным последствиям в развитии личности
ребенка, к проблемам в его поведении.
В отечественной и зарубежной
психологии широко распространены работы, описывающие многообразие типов, стилей
семейного воспитания. В связи с этим практически невозможно вывести единую
классификацию стилей и автора. В психологии принято выделять 6 основных стилей
семейного воспитания: авторитарный; демократический (авторитетный);
попустительский (либеральный); хаотический; опекающий; отчужденный
(индефферентный).
Авторитарный стиль – родители подавляют
инициативу ребенка, принимают все решения за него, ограничивают
самостоятельность ребенка, не обосновывают свои требования, жестко
контролируют, используют запреты, выговоры и физические наказания, требуют от
ребенка высоких достижений, вторгаются в личное пространство. В подростковом
возрасте авторитарность родителей повлечет серьезные проблем. Реакция детей может
быть разной. Более активные и сильные подростки сопротивляются давлению
родителей, конфликтуют, отстаивают свою позицию, проявляют агрессивность,
начинают бунтовать, могут сбегать из дома. Другие, слушаются родителей,
уступают и подчиняются, всегда и во всем полагаются на родителей. При таком
воспитании к подростковому возрасту у ребенка формируется либо враждебность,
агрессивность, конфликтность, стремление доминировать, ненависть к родителям,
решение вопросов только силой, грубое, хамское поведение и отношение к
окружающим, либо нерешительность, невротизированность, не уверенность в себе,
робость, неумение постоять за себя, потеря чувства собственного достоинства.
Такие подростки испытывают трудности в адаптации в социуме и окружающем мире. В
школе им сложно находить друзей, устанавливать контакт с учителями. При таком
стиле воспитания у детей формируется лишь механизм внешнего контроля и как
только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать
неуправляемым, антиобщественным т. Авторитарное стиль воспитания лишает ребенка
душевной близости, теплоты, любви, ласки, заботы, сочувствия,
доверия между детьми и родителями, что ведет к подозрительности,
постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.
Демократический стиль
воспитания (авторитетный) – при данном стиле родители поощряют инициативу,
личную ответственность и самостоятельность своих детей согласно возрасту. Ребенок воспитывается как
самостоятельная, самобытная личность. Этот стиль характеризуется теплым
эмоциональным принятием ребенка и высоким уровнем контроля со стороны взрослых.
Родители выражают ребёнку свою любовь, доброжелательность, между родителями и
детьми есть взаимопонимание, теплые чувства, частое дружеское общение. Родители
внимательны к своему ребёнку, эмоционально поддерживают его, создают в семье
атмосферу любви и заботы. Подростки включены в обсуждение семейных проблем,
выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей, участвуют в принятии
решений. Родители требуют осмысленного поведения от детей, проявляют твердость
и последовательность в выполнении дисциплины, что формирует правильное,
ответственное социальное поведение. Подросток чувствует свою значимость в
семье. Такое отношение формирует у подростка дисциплинированность,
ответственность за свои поступки, активную жизненную позицию, чувство
собственного достоинства, самостоятельность, самопринятие, инициативность и
целеустремленность, любознательность, растут независимыми, с адекватной
самооценкой, умеющими контролировать свои желания, дисциплинировать себя.
Формируется способность договариваться, находить компромиссные решения,
считаться с мнением окружающих. Хорошо учатся в школе, менее подвержены
негативному влиянию сверстников, умеют хорошо ладить и строить взаимоотношения
с людьми. В школе у таких подростков не возникают конфликтов с учителями,
поскольку ребенок понимает свои обязанности и приучен выполнять их.
Подростки знают, что родители всегда смогут его выслушать и помочь. Родители в
общении используют методы убеждений, обсуждений, компромисса, доводов. В такой
семье отсутствуют физические наказания и словесная агрессия.
Попустительский стиль
(либеральный) –
родитель дает ребенку «свободу», самостоятельность и раскованность, позволяет
ему делать абсолютно всё, что он хочет, ни в чем не ограничивает. Он не
понимает слово «надо» и требования родителей не слышит. Для
самоутверждения ребенок использует капризы, требования, демонстративно
обижается. Родитель выбирает тактику невмешательства, не помогает подростку и
не мешает, не принимает никакого участия в становлении личности.
Отношения являются дистантными, отчужденными, отсутствует доверие. Общение с
ребенком строится на принципе вседозволенности и низкой дисциплины, характерна
неспособность или нежелание направлять ребенка. В подростковом возрасте, такие
дети часто конфликтуют с теми, кто не потакает им. В школе у подростов
возникают проблемы со сверстниками и педагогами, поскольку они не приучены
выполнять требования взрослых, уступать, слушаться старших, следовать законам и
правилам. Из-за чего подросток вырастает эгоистичным, конфликтным, постоянно
недоволен окружающими, что не дает ему строить нормальные взаимоотношения со
сверстниками. Не спосoбен к близости и привязанности, отсутствует желания
позаботится о ком-то, помочь, поддержать. Проявляется хамство и
вседозволенность, воровство, враньё, распущенность, безответственность, не
умение «держать слова». Отсутствие контроля со стороны семьи приводит к тому,
что подросток включается в асоциальные группы, т.к. у него не сформировались
психологические механизмы, необходимые для ответственного поведения в обществе.
Подросток, выросший в обстановке вседозволенности, более подвержен
психологическим проблемам, фобиям, депрессиям. Он не научен контролировать себя
и своё поведение, неспособен противостоять жизненным проблемам.
Хаотический стиль – это отсутствие
единого подхода к воспитанию, когда нет четких конкретных, определенных
требований к ребенку, между родителями возникают разногласия по поводу выбора
воспитательных мер. Непредвиденность родительских реакций лишает
ребенка ощущения стабильности и вызывают повышенную тревожность, неуверенность,
импульсивность, невротические реакции, агрессивность и неуправляемость,
антисоциальное поведение. При таком воспитании не формируются самоконтроль и
чувство ответственности, подросток отличается незрелостью суждений, имеют
низкую самооценку. Про таких подростков в школе говорят, что они неуправляемы.
Им очень сложно адаптироваться в социуме, поскольку у них нет
четких, конкретных ориентиров в оценках и поведении.
Опекающий стиль
(гиперопека) –
родители хотят постоянно находиться возле ребенка, решать за него все
возникающие проблемы, живут вместо него, лишают его самостоятельности в
физическом, психическом и социальном развитии. Родители чрезмерно следят
за поведением подростка, тревожатся, заботятся и опекают. Чем подавляют
инициативу, волю и свободу ребенка, лишают самостоятельности, воспитывает
покорность, безволие, беспомощность. Опекающий стиль воспитания приводит, с
одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у подростка,
с другой – к формированию у него тревожности, беспомощности, инфантильности,
плаксивости, неуверенности в себе, подросток становится невротизированным,
слабо ориентируется в социальной сфере. Дети вырастают послушными, но
неуверенными в себе, своих силах и возможностях, бояться сделать что-то не так,
ошибиться. Некоторые дети в подростковом возрасте стремятся вырваться из-под
чрезмерного контроля и опеки родителей, проявляют агрессию, становятся
непослушными и своевольными. Возникают трудности с взаимоотношением со
сверстниками. Гиперопека, контроль, ограничения и запреты формируют у подростка
скрытность, умение хитрить, обманывать. Такие подростки зависимы от чужого, а
также негативного влияния окружающих. Подростки начинают врать для
самозащиты от родителей, постоянно пытающихся контролировать их, что приводит к
отчуждению от них. Родители неосознанно тормозят формирование у ребенка разных
навыков и умений, развитие настойчивости в достижении цели, трудолюбия.
Отчужденный стиль
воспитания – подразумевает
безразличие родителей к личности ребенка. Родители «не замечают», ребенка,
не заинтересованы его развитием и внутренним миром, не проявляют интереса к
делам подростка в школе, к его личной жизни. Активно избегают общения с ним,
держат его на расстоянии от себя, отсутствует теплота в отношении к ребенку,
относятся с пренебрежением, игнорируя его эмоциональные потребности. Дети
предоставлены сами себе. Такой стиль бывает в семьях, где родители равнодушны и
безразличны к своему ребенку, в неблагополучных семьях, где один или оба
родителя злоупотребляют алкоголем или наркотиками. Такое отношение делает
подростка несчастным, неуверенным в себе, одиноким, замкнутым, формируется
агрессивность, недоверие к окружающим, эмоциональная отчужденность,
тревожность. Подростки становятся либо безответственными и неуверенными в себе,
либо наоборот неуправляемыми и импульсивными. Они избегают общения, не
стремятся устанавливать социальные контакты. Существует опасность
вовлечения подростков в асоциальные группы, такие подростки часто имеют
проблемы с законом.
В семье не всегда стили воспитания
могут проявляться в чистом виде. Родители в разных ситуациях применяют разные
стили. Чередование стилей, непоследовательность, неблагоприятно влияет на
ребенка. В семье нужно установить единый стиль воспитания, понятный ребенку,
учитывающий его потребности и возможности.
Стиль семейного воспитания отражает
не только родительские личностные особенности, их позиции, но и складывающуюся
личность ребенка. От того какой стиль семейного воспитания будет применяться в
семье, зависит развитие ребенка, формирования у него тех или иных черт
характера, моделей поведения, особенностей взаимоотношений с родителями и
окружающими. Любая дисгармония в семье и воспитании приводит к негативным
последствиям, к проблемам в поведении. В настоящее время отмечается разрушение
сложившихся семейных ценностей, в этих условиях особенно остро встает проблема
отклоняющегося поведения у подростков. Самосознание подростка формируется в
первую очередь под воздействием семейной системы. И ошибки семейного воспитания
оказывают значительное влияние на развитие противоправных форм поведения
несовершеннолетних.
Советы родителям для профилактики проблем:
· Проявляйте интерес
к собственным детям – интересуйтесь, что происходит в их жизни, как они
проводят время в школе, какие отношения у ребенка с одноклассниками и
учителями, какое настроение у него было в школе, что интересного он узнал за
сегодняшний день и т.д.
· Выражайте свои
теплые чувства к собственным детям, говорите им о своей любви.
· Наказывайте по
справедливости, даже если ребенок в чем-то виновен, он должен чувствовать, что
наказан за свой проступок, за конкретное действие, но его все равно любят.
· Воспитывайте в
собственном ребенке самостоятельность и ответственность – оцените, что реально
ребенок может делать самостоятельно, и пусть он будет отвечать за эту сферу.
Какое родительское
поведение можно считать оптимальным?
Современные
исследователи указывают на единственно важную цель действий родителей –
способствовать росту саморегулируемого поведения у своих детей. При этом
дисциплинарные меры, основанные на авторитете родителей, более эффективны в
развитии саморегуляции у детей, чем авторитарные методы насаждения дисциплины.
Когда родители прибегают к словесным аргументам и предложениям, ребенок склонен
договариваться с ними, вместо того чтобы выказывать открытое неповиновение.
Дата создания: 02.11.2020
Дата обновления: 02.11.2020
Дата публикации: 02.11.2020