Биология 7-9 классы

АННОТАЦИЯ

К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

«БИОЛОГИЯ»  5-9 КЛАСС

2020-2021 учебный год

 

Программа составлена на основе:

1.Федерального образовательного стандарта (ФГОС ООО);

2.Образовательной программы ФГОС ООО МАОУ "Демьянская СОШ им. гвардии матроса А. Копотилова", в том числе – учебного плана МАОУ "Демьянская СОШ им. гвардии матроса А. Копотилова";

3.Федерального перечня учебников в части, используемых для обеспечения выполнения ФГОС ООО;

 4.Положения о рабочей программе МАОУ "Демьянская СОШ им. гвардии матроса А. Копотилова".

 5. Биология. 5-9 классы: Рабочие программы: учебно-методическое пособие/сост.    Г.М.Пальдяева. - 5-е изд., стереотип - М.:Дрофа, 2016.

Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ. 

Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объемы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития современных подростков). Наиболее продуктивными с точки зрения решения задач развития подростка являются социоморальная и интеллектуальная взрослость.

Помимо этого, глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.

С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:

·                    социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы:

·                    приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

·                    Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

·                    ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;

·                    развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

·                    овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;

·                    формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Предлагаемая рабочая программа для 5-9 классов реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством В.В. Пасечника.

1.                  Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2013.

2.                  Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2013.

3.                  Биология. Животные. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. – М.: Дрофа, 2013.

4.                  Биология. Человек. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. – М.: Дрофа, 2013.

5.                  Биология. Введение в общую биологию. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов. М.: Дрофа, 2013.

Сроки реализации Рабочей  программы 2018-2023 год

Место данного учебного предмета в решении общих целей и задач (способы их реализации)

В Рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего  образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе на основе федерального государственного образовательного стандарта. Они формируются на нескольких уровнях:

Глобальном:

социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, осваеваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

приобщение  к познавательной культуре как системе научных ценностей, накопленных в сфере биологической науки;

ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, воспитание любви к природе;   

развитие  познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе;

овладение  ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, коммуникативными;

Метапредметном:

овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности;          

умение работать с разными источниками биологической информации: находить информацию в различных источниках, анализировать и оценивать, преобразовывать из одной формы в другую;

способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью;

умение использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию;

Предметном:

выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов: клеток, растений, грибов, бактерий);

соблюдение мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, грибами и растениями;

классификация-определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

объяснение роли биологии в практической деятельности людей, роли различных организмов в жизни человека;

различие на таблицах частей и органоидов клетки, съедобных и ядовитых грибов;

сравнение биологических объектов , умение делать выводы на основе сравнения;

выявление приспособлений организмов к среде обитания;

овладение методами биологической науки: наблюдение и описание, постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.

Описание особенностей организации учебного процесса по предмету, предпочтительные формы контроля и оценки, указание возможностей интеграции с внеурочной деятельностью

Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, ее многообразии и эволюции. Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу  включены лабораторные и практические работы. Большая часть лабораторных и практических работ являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков  предусмотрены в конце каждой темы обобщающие уроки.

Из резервного времени отдано на повторение изученного.

Система оценки достижений обучающихся

Результаты промежуточной аттестации, представляющие собой результаты внутришкольного мониторинга индивидуальных образовательных достижений обучающихся, отражают динамику формирования их способности к решению учебно- практических и учебно – познавательных задач и навыков проектной деятельности.     Промежуточная аттестация осуществляется в ходе совместной оценочной деятельности педагогов и обучающихся, т. е. является внутренней оценкой. Результаты итоговой аттестации выпускников (в том числе государственной) характеризуют уровень достижения предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, необходимых для продолжения образования. Государственная (итоговая) аттестация выпускников осуществляется внешними (по отношению к образовательному учреждению) органами, т. е. является внешней оценкой.

 Промежуточной

• контрольно - оценочная самостоятельность, работа с моделями (графико - знаковыми формами), работа с чужими и собственными текстами (письменная дискуссия) может быть проверена через разработку специальных предметных контрольно - измерительных

материалов.

• умение работать в группе, в позиции «взрослого», способы учебного проектирования могут быть проверены с помощью экспертных оценок в ходе встроенного наблюдения в разные виды и формы деятельности обучающихся.

Система оценки предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и инструментарию для оценки достижения планируемых результатов, а также к представлению и интерпретации результатов измерений.

Текущий

     Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, экспериментальная контрольная работа, тестирование, диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль, анализ творческих, исследовательских работ, проекты. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки -зачеты, контрольные работы. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.

    В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки может быть оценено достижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверять в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы, например, уровень сформированности навыков сотрудничества или самоорганизации.

    Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

    Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов могут служить результаты выполнения проверочных работ (как правило, тематических) по всем предметам. Система оценки предметных результатов освоения учебных программ с учётом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися. Кроме того личностные достижения могут накапливаться в портфель достижений как инструменты динамики образовательных достижений.

Рабочая программа по биологии для основного обще­го образования составлена из расчета часов, указанных в ба­зисном учебном плане, с учетом 30% времени, отводимого на вариатив­ную часть программы, содержание которой формируется ав­торами рабочих программ. Инвариантная часть включает в себя содержание примерной программы, на освоение которой отводится 205 ч. Оставшиеся 70 ч использованы для введения регионального компонента, обобщающих уроков, итогового контроля, проектной деятельности и для увеличения времени на изучение наиболее важных тем.

Программой предусмотрено проведение: В 5 классе:

-                                лабораторных и практических работ - 8.

В 6 классе программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).

Программой предусмотрено проведение:

-                                лабораторных и практических работ - 12.

В 7 классе программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).

Программой предусмотрено проведение:

-                                лабораторных и практических работ - 7.

В 8 классе программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).

Программой предусмотрено проведение:

-                                лабораторных и практических работ - 15.

В 9 классе программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).

Программой предусмотрено проведение:

-                                лабораторных и практических работ - 8.

Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой важное неотъемлемое звено в системе непрерывного биологического образования, являющееся ос­новой для последующей уровневой и профильной дифферен­циации.

Планируемые результаты учебного предмета

Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

Ученик научится:

·  Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

·  Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

·  Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

·  Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

·  Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

·  Формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

·  Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.

Ученик получит возможность для формирования:

·                    выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

·                    готовности к самообразованию и самовоспитанию;

·                    адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;

·                    компетентности в реализации основ гражданскойидентичности в поступках и деятельности;

·          эмпатии как осознанного понимания и сопереживаниячувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Ученик научится:

·                    Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

·                    Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.

·                    Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

·                    Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

·                    В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

·                    Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

·                    Уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им.

Ученик получит возможность научиться:

·                    самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

·                    построению жизненных планов во временной перспективе;

·                    при планировании достижения целей самостоятельнои адекватно учитывать условия и средства их достижения;

·           выделять альтернативные способы достижения целии выбирать наиболее эффективный способ;

·                    осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

·                    прилагать волевые усилия и преодолевать трудностии препятствия на пути достижения целей.

 

Познавательные УУД:

Ученик научится:

·                    Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

·                    Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

·                    Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

·                    Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

·                    Вычитывать все уровни текстовой информации.

·                    Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

·                    Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.

Ученик получит возможность научиться:

·                    ставить проблему, аргументировать её актуальность;

·                    самостоятельно проводить исследование на основеприменения методов наблюдения и эксперимента;

·                    выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

·                    делать умозаключения (индуктивное и по аналогии)и выводы на основе аргументации.

Коммуникативные УУД:

Ученик научится:

·                    Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

·                    Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничестве с партнером;

·                    Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

·                    Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

·                    Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

·                    В процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию;

·                    Вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем;

·                    Основам коммуникативной рефлексии.

Ученик получит возможность научиться:

·                    учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

·                    понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

·           продуктивно разрешать конфликты на основе учётаинтересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместнойдеятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

·                    брать на себя инициативу в организации совместногодействия (деловое лидерство);

·                    оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

·           вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссиии аргументировать свою позицию;

·                    в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.

 

 

Биология 5-9 класс Пасечник Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575780 Директор/Заведующий Корепанова Венера Николаевна Дата подписания документа 01.04.2021 07:05:25

скачать

Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 26.03.2022.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(34561)2-74-60

Внимание

Перейти в раздел
Дистанционное обучение.

Перейти